Коррупция в образовании: причины и пути преодоления

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. Дать понятие коррупции, причины ее проявления и необходимости борьбы с ней.
  2. Воспитание нравственности, гражданской ответственности, честности, повышение социальной активности и гражданского самосознания школьников.
  3. Воспитание неприятия коррупции молодым поколением как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.
  4. Развитие умений рассуждать и критически мыслить.

Подготовительная работа: Подборка литературы по теме, проведение анкетирования учащихся, учителей, родителей, конкурс рисунков о коррупции, самостоятельная работа учащихся с Федеральным Законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», «Национальным планом противодействия коррупции».

Участники: учащиеся 9-11 классов, родители, учителя.

Оформление: цитаты, рисунки по теме, статистические данные, данные анкетирования.

Ход занятия

Учитель: По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

В день Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

Ученик: В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». [1]

Учитель: Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Ученик: Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

Однако начиная с конца XVIII на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданые содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей преобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

Учитель: А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

  • Низкий уровень заработной платы.
  • Двусмысленные законы. Консервативность закона.
  • Незнание или непонимание законов населением.
  • Нестабильная политическая ситуация в стране.
  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.
  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти.
  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
  • Невозможность всеохватывающего контроля.
  • Зависимость граждан от чиновников.

Учитель: Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной. Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед российским образованием стоит обширный круг проблем, требующих незамедлительного решения. Одна из них – проникновение коррупции в сферу образования. По определению Международного института планирования образования ЮНЕСКО, «Коррупция в образовании — это использование служебного положения для получения личной выгоды, что существенно влияет на возможности доступа к образованию, его качество и справедливость».

Какие, по-вашему мнению, основные причины коррупции в образовании? (Ответы участников фиксируются на доске с комментариями учителя).

  • Низкая оплата труда в образовании. Она составляет 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах.
  • Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов. С учетом, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.
  • Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создает благоприятную почву для коррупции.
  • Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения. При этом формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.

Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образование для всех». Она лишает детей малообеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия.

В вузах происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование — первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику. Пройдя «высшую школу коррупции», студент привносит опыт преступных взаимоотношений в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения.

Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению родителей, обеспечит безбедное светлое будущее их детям. Мысль о том, что «без высшего образования в этой жизни – никуда» закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Не ради знаний и хорошего образования: не иметь диплома (а еще лучше - двух) сегодня просто неприлично. И не важно, каким путем этот диплом получен. Великими комбинаторами придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс платят неимоверно щедро.

Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности, а в лучшем случае за прилавком супермаркета. Высшее образование это еще не гарант стабильности в жизни, но менталитет российских граждан не изменить. Мало того «покупное образование», и вовсе, не гарантирует работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся там за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника на работу, постарается избавиться от него сразу же по окончанию испытательного срока.

Сегодня система коррупции в образовании берется под усиленный государственный контроль. По данным МВД за 2008 года в России основные проявления коррупции следующие:

Учитель: В школе был проведен социальный опрос среди учителей, учащихся и родителей: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. По мнению учителей и родителей города наиболее сильно подвержены коррупции.

Среди мер по предупреждению коррупции в сфере образования, наиболее часто звучали следующие:

  1. Ужесточение наказания за взяточничество.
  2. Повышение зарплаты работникам образования.
  3. Улучшение финансирование школ.
  4. Переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.
  5. При внедрении системы отраслевой оплаты труда необходимы четкие критерии для дифференцированной оплаты. Должна быть оплата за результат. В основе должен лежать результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика. Для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.
  6. Повсеместное функционирование горячей линии для оповещения о фактах дачи взяток.
  7. ЕГЭ как средство борьбы с коррупцией в сфере частного репетиторства.
  8. Разработать четкую систему норм и правил, определяющих ответственность каждого участника процесса распределения и использования средств.
  9. Повысить квалификацию сотрудников администрации и представителей заинтересованных общественных организаций, включая ассоциации родителей, учителей.
  10. Расшить доступ к информации для усиления общественного контроля.

На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым. По мнению министра образования и науки России Андрея Фурсенко «Единственный способ борьбы с коррупцией это опять же требования к качественной подготовке. Если молодые люди будут понимать, что с качеством их образования связано их будущее (а сегодня они очень слабо связывают эти две вещи, они связывают свое будущее, может быть, с дипломом, с бумажкой, но не с качеством подготовки), если они поймут, что качество подготовки действительно может обеспечить их успех в будущей жизни, то они все-таки будут требовать знаний. А если преподаватель будет поставлен в такие условия, что от того, насколько качественно он подготовит студентов, он останется преподавать в вузе или не останется, если вуз будет поставлен в условия, когда в зависимости от того, насколько успешно устраиваются после окончания вуза его выпускники, он будет сохранен как вуз, он получит более высокий рейтинг, он будет более востребован. Вот если руководство вуза будет это знать, то оно будет бороться с коррупцией гораздо эффективнее любых правоохранительных органов».

В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года. Президентом России был утвержден «Национальный план противодействия коррупции» [2].

Ученик:

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту.
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца.
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Учитель:

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит – в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном.

Используемые источники:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».
  2. «Национальный план противодействия коррупции» от 31 июля 2008 г.
    http://ru.wikipedia.org
    http://testolog.narod.ru/Obrasov25.html
    http://www.rosbalt.ru/2007/07/26/402014.html
    https://urok.1sept.ru/authors/211-096-511/