Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский 

Все мы приобретаем определенный опыт общения – в родительском доме, затем в собственной семье, в общение с друзьями, коллегами. Часто или редко ощущаем, что общение – это не круг без углов, а бесконечные углы, да порой весьма острые. Они ранят, колют, мучают, испытывая наше терпение. Не дают включиться в серьёзную «работу понимания»: чтобы постичь истинное происхождение и устройство этих углов.

Как же маленькому человеку и взрослому сообща сделать анализ причин появления таких «углов», как конфликтность, распущенность, раздражительность, непримиримость и т.д.?

Каждая семья – это уникальная комбинация людей и обстоятельств, требующая дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. И хорошо, если в семье психологический стиль мышления, понимания друг друга, умение разбираться в конкретных ситуациях.

А вот работе понимания, «стиранию» острых семейных углов в разборе житейских ситуаций мешают укоренившиеся предрассудки в семье. Мы часто объясняем свои собственные промахи в общении с близкими их раздражительностью, нетерпимостью, обидчивостью, черствостью, то есть объясняем трудности общения недостатками другого. Точно так же собственные промахи в воспитании, в общении с ребенком мы искусно (как правило, втайне от себя самих) прикрываем тем, что приписываем ребенку такие негативные черты, как лень, рассеянность, отвлекаемость, упрямство, эгоизм и т.п.

Семейное общение часто зависит от таких явлений обыденной жизни, как эгоцентрические эмоции зависти, ревности, обиды, злорадства. Ведь именно в бесконтрольности этих эмоций кроется во многих случаях подлинная причина нашей несамокритичности: испытывая эти эмоции, мы концентрируем все внимание на недостатках других и оказываемся фактически слепы к собственным недостаткам. Именно эти эмоции служат причиной непонимания друг друга, мы сами вносим в семейную жизнь поступки, которые провоцируют других на неадекватное поведение.

Мы забываем, что повседневное длительное общение близких людей – это особое общение. Общение, которое предопределяет формирование у людей определенных черт.

Воспитанию психологической культуры часто препятствуют невидимые преграды: завистливость, ревнивость, обидчивость укореняются на фоне неудовлетворительности особых, неочевидных человеческих потребностей – творческого созидания, самовыражения и признания. Эти потребности нельзя удовлетворить с помощью подарков, вещей, удовольствий потребительского характера. Содействовать их удовлетворений можно только путем развития «культуры понимания», способствующей укреплению и у взрослых, и у детей созидательной нравственности.

Семья во все времена играет важнейшую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, к учебе, к наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. На данном этапе развития нашего общества очень важно повысить ответственность родителей за воспитание детей. Попробуем хотя бы частично решать эти задачи на школьных родительских собраниях. Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки". Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых- попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься.… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку,  который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. А вот критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Пети. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание'и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!».

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень, дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достичь. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть нс объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учится самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) ооценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась нс только на словах, но была материализована в каких-то зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т.д, которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и сегодняшние достижения ребенка

«Чему необходимо научить ребенка?»

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение людей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, ЧТО У нее сегодня сдали нервы, что она очень устала, что в классе много шалунов, которые ей мешают.

Объяснять собственное поведение. Ребенок сможет объяснить, как вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что он при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить,что с ним происходит, словами; помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, ведь он знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не пере водить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать на свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй. Покажи. Расскажи. Проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!».

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыбы не захлебываются в воде?», «Почему люди стареют?» и т.д.

Если мы хотим поддерживать в детях инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный, самый смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем свое человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научиться, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он не боялся что-то делать сам, не опасаясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимал и серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

На наш взгляд, первый шаг навстречу родителям должна сделать школа, педагоги, которые имеют самую гуманную профессию на земле.

Представителям школ важно позаботиться о привлечении к педагогическому всеобучу родителей квалифицированных специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов и др.), которых немало среди тех же родителей.

Следует задействовать разнообразные формы просвещения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей (с родителями.)

Полезно дифференцировать работу с членами семьи (мамами, папами, бабушками, дедушками и др.(.

Чаще приглашать на совместное обучение отца и мать ребенка; подобную традицию постепенно развивать, поддерживать.

Стремиться организовывать занятия систематически) из нашего опыта - не реже одного раза в месяц,(приурочивая их к родительским собраниям, чтобы не отнимать у родителей много времени, проводить в небольших группах - при объединении двух или более классов разговор )дискуссии( не получается, преобладают пассивные формы работы.

Всем заинтересованным в этой работе очень важно читать новейшую научно-методическую литературу, смотреть циклы передачи т.п., т.е. изучать инновационный опыт.

Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией как школы, так и семьи.

Управление этим процессом стало возможным только тогда, когда у родителей появилась заинтересованность в обучении, Когда на встречи большинство семей начало приходить парами: отец и мать. Свидетельством их положительного отношения к повышению своей педагогической культуры являются: задавание вопросов, активное включение в дискуссию, заинтересованность в судьбе не только своего ребенка, но и других детей и т.д. И совсем как награда для педагога (лектора, консультанта и др.) - желание родителей продолжить встречу ("Так привыкли вместе работать, встречаться, чтои расходиться не хочется" и т.п.). Это уже тотуровень, когда можно говорить о коллективеродителей-единомышленников, которым вместехорошо, о содружестве педагога и родителей, о том, чтосоздано, "выпестовано" общими усилиями, о традиционной форме работы - "встрече родителей", на которуюони идутузнать о чем-то новом, пообщаться, отдохнуть отдомашних забот. Эти родители на выпускном вечере, посвященном окончанию школы их детьми, не скажут: "Как жаль, чтомы раньше такблизко не познакомились". Такой результат зависит прежде всего от уровня взаимодействия семьи и школы. Учителю очень важно знать сущность последнего, его педагогические основы.

Организация взаимодействий с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определённых правил, общения с семьями учащихся.

-Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

-Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

-Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

-Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную группу.

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут примерно быть такими:

- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!

- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

- То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

- Если педагог в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителями с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.

Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли принять участие, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

К примеру, хороший эффект даёт встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призёрами различных соревнований. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей для дальнейшего сотрудничества.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы. На этой встрече рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения.

Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако, надо помнить о том, что такие встречи требуют серьёзной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.

Огромное значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными дети зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребёнка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

Памятка для родителей №1. Как относится к отметкам ребенка.

- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

-Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей №2. Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.

- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки.

Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

- Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

- Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в Пример свое рабочее место.

- Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

- Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять. - Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

- Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

- Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то,чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

- Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

- Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и

ваши родительские уроки.

- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

- В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Заключение

Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.

Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.

Также стало ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.

Каковы же условия успешного семейного воспитания?

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.

6.03.2010