Психологический клуб "Успех"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Формирование психологического здоровья, сохранение здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях.
  • Создание приемлемых условий для полноценного развития.

Задачи:

  • Помочь обогатить представления о собственных способностях и возможностях.
  • Составить определенный личностный идеал  в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков.
  • Приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях.
  • Дать представления о своих индивидуальных способностях и возможностях, достоинствах и недостатках.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах  люди,  ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе,  приводят к ухудшению физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружение ребенка взрослым способен создать изменяющие условия для полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. За период обучения были проведено коллективный и групповые занятия. Наиболее часто дезадаптация проявлялась в следующих сферах:

1. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
2. Трудности во взаимоотношениях с родителями (опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания).
3. Трудности в школе (ожидания неудачи, неверия в свои силы, страх наказания).
4. Реальные и нереальные страхи.

Наибольший процент детей испытывает трудности адаптации к  новым условиям и это свидетельствует о том, что очень важно в этот период обращать внимания в этот период на психологическое здоровье детей и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста. Существенные процессы происходят и в сфере самосознания детей. Наиболее интенсивно формируются три звена самосознания: осознание прав и обязанностей, осознание времени, потребность в признании. Самосознание не редко приводит к проявлению тревожности, агрессивности, трудности в общении с взрослыми или сверстниками, к формированию других негативных личностных новообразований. Поэтому для психологического здоровья детей необходимо специально организованные взаимодействия с целью снятия негативных эффектов. Были проведены: игры, беседы, тренинги. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, их проигрывание. На каждом занятие используется ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. Психогимнастика  способствует формированию среды, в которой становится возможной преднамеренные изменения, они были направлены на формирование у детей: своего имени; своих качеств характера; своего простого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола.

Также было использовано метод групповой дискуссии, что позволяет выявить различные точки зрения на какую-либо проблему. На занятиях использовалось два  вида эмоционально символических методов:

1. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса.
2. Напрвленное рисование, т. е рисование на определенные темы.

На каждом занятие используются  упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательной техники.

Показатели психологических занятий является в первую очередь налаженная атмосфера свободного раскованного общения детей друг с другом и с психологом. Дети после занятий начинают говорить о себе, своих чувствах, желаниях проблемах открыто и доверительно. Дети уверены, что их открытость не навредит. В конце занятий дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, умением договариваться об условиях игры с другими участниками, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения  упражнений. Дети обогащают представление о себе и своих возможностях.

Коллективная работа

1 занятие. Знакомство. Цель: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других.

1. Введение.
2. Знакомство
– Игра «Знакомство»;
– «Имя оживает»;
– «Ласковое имя»
3. Рисунок имени.

2 занятие. Радость. Что такое мимика? Как доставит радость другому человеку.

Цель: ознакомить с эмоциями радости, умение дарить радость, повторение что такое «добрые слова», умение ими пользоваться.

1. Разминка.
– Игра «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся».
– Игра «Раз, два, три за мной повтори».
– Игра «Закончи предложение».
2. Игра «Зоопарк».
– «Как доставит радость другому человеку»;
– «Собираем добрые слова».
3. Рисунок радости.

3 занятие. Страх. Страх и его относительность. Как справится со страхом?

Цель: ознакомление с эмоциями  страха, обучение пониманию относительности в оценке чувств.

1. Разминка
– Игра «Страшно и не страшно».
– Игра «Мысленная картина».
– Игра «Покажи страшилку».
2. Работа со сказкой
– «Закончи предложение».
3. Придумай веселый конец.

4 занятие. Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу?

Цель: ознакомление с эмоциями гнева, обучение понимания относительно оценки гнева.
1. Разминка.
«Выражение чувств».
«Попугай».
Сценка «покажи мне дневник» (мама, сын).
2. Работа со сказкой
Игра «Поссорились – помирились».
3. Заверши предложения.

5 занятие. Разные чувства

Цель: ознакомление  с разными чувствами, обучение их распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

1. Разминка.
– «Способы выражения чувств».
– «Попугай».
– Игра «Шурум-бурум».
– Игра «Море волнуется».
2. Заверши предложения.
– «Ожившее чувство»
3. Рисунок чувств.

6 занятие. Чем люди отличаются друг от друга? Качество людей

Цель: ознакомление детей с понятием «Качество человека», изучение своих особенностей.

1. Разминка.
– «Придумай и отгадай».
2. Снежная королева
– Работа со сказкой «Мы схожи, мы отличаемся»
3. Психологическая загадка.
– Игра «Ладошки».

7 занятие. Какой Я, какой ТЫ

Цель: помочь детям осознать наличием у себя различных положительных качеств, учить детей находить положительные качества в других людях.

1. Разминка.
– «Противоположные чувства».
– «Неоконченные предложения».
– «Холодно – горячо».
2. Игра «Цыганка».
– Работа со сказкой.
3. Игра «Я загадал одного мальчика…»
– Интервью (прослушивание интервью).

8 занятие. Фантазер. Кого можно назвать фантазером?

Цель: помочь детям осознать ценность умения фантазировать, развивать креативные способности детей.

1. «Закончи предложения…»
– Игра «Кто это».
2. Небылицы.
– Работа со сказкой.
– Сценка «Царевна Несмеяна».
– «Самый интересный сон».

9 занятие. Я и мои родители

Цель: помочь детям осознать требования родителей сопоставлять их со своими возможностями и желаниями, обучить детей способами разрешения конфликтов с родителями.

1. Разминка.
– «Представление».
– «Сказочные герои».
2. «Неоконченные предложения».
– Работа со сказкой.
«Не буду просить прощения».
3. Рисунок «Семья».
– Игра «Маски».

10 занятие. Я мои друзья. Настоящий друг

Цель: помочь детям осознать качества настоящего друга, подвести детей к осознанию собственного умения дружить.

1. Разминка.
– «Добрые дела и отношения».
– Игра «Кто сказал спасибо».
– «Я сделал хорошо».
2. Работа со сказкой.
– «Нужно ли уметь дружить?».
3. Игра «Неоконченные предложения».

11 занятие. Что такое сотрудничество

Цель: дать детям представление о понятие сотрудничество.

1. Разминка.
– «Уметь сказать приятные слова».
– Игра «Кто лишний».
2. «Что такое сотрудничество?»
– Работа со сказкой.
– «Что значит понимать другого?
3. Игра «Найди себе пару».
– «Мы вместе».

12 занятие. Мое лето.

Цель: помочь детям осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Разминка.
– «Летние впечатления».
– «Рассказы о лете».
2. «Летом я научился…»
– Работа со сказкой.
– Игра «Роли».
3. Рисунок «Лето».

Групповая работа

1 занятие. Знакомство. Цель: познакомить детей, обучению умению рассказывать о своих чувствах, рассказывать о себе.

1. Введение.
2. Знакомство.
– Игра «Назови свое имя и хобби».
– Игра «Раз, два, три, за мною повтори».
– Игра «Интервью»  (узнай своего соседа).
– Игра «Пойми меня».
3. Игра «Маленькая картина».

2 занятие. Какой я большой или маленький.

Цель: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, исследовать свои способности и возможности.
1. Разминка.
– «О себе и о других».
– «Я горжусь».
– Игра «Я умею».
2. Большие – маленькие.
– Игра «Я сам».
– «Любимая игра».
3. Конкур портретов.

3 занятие. Мои способности. Мой выбор, мой путь.

Цель: помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.
1. Разминка.
– «Сравнения».
– «Ты похож на …».
2. «Что такое способности».
– Работа со сказкой.
– «Способности моих родителей».
3.Игра  «на перекрестке дорог?».
– «Выбор пути».

4 занятие. Мой внутренний мир

Цель: помочь детям составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобретение способности делать осознанный выбор в сложных ситуациях.

1. Разминка.
– «Новые игры»
– Игра «Не выходя из комнаты».
– «Радиопередача».
2. Игра «Чужие  рассказы».
– «Маленький принц»
– «Кому я могу рассказать о себе?».
3. «Мой самый интересный сон».

5 занятие. Что значит верить

Цель: учить быть более самостоятельным, учить принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации.
1. Разминка.
– «Значение взгляда».
– «Рассмотри и придумай».
2. Взгляд.
– Работа со сказкой.
3. Игра «Чудо».

6 занятие. Мое детство. Я изменяюсь

Цель: помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения.

1. Разминка.
– «Вспомни детство».
– «Маленькой имя»
– «Любимый сказочный герой».
– «Неопределенные картинки».
2. «Кто в какую игрушку превратился?»
– Случай из детства.
3. «Раньше и сейчас».
– «Каким я буду, когда вырасту?».

7 занятие. Моё будущее. Хочу вырасти здоровым человеком

Цель: дать детям возможность раздумывания о будущем, попытаться сконцентрировать его, обсудить возможности варианта будущего.

1. Разминка.
– «Заглянуть во взрослую жизнь».
– «Взрослая жизнь».
– «Я в будущем» .
2. Беседа «Хочу в будущем – делаю сейчас».
– «Мой будущий дом».
3. Игра «Если  бы я был волшебником».

8 занятие. Хочу вырасти интеллигентным человеком

1. Разминка.
– «Антонимы».
– «Улыбнись как…».
2. Беседа.
– «Кто такой интеллигентный человек?»
– Работа со сказкой.
– «Кто может стать интеллигентным  человеком?»
3. Игра «Если ты корабль».
– Игра «В ресторане».

9 занятие. Хочу вырасти свободным человеком

Цель: помочь детям осознать личное свободу и свободу другого, прививать им внимание того, что свобода часто связана с наличием обязанностей.

1. Разминка.
– «Наладь контакт».
– «Скажи так, что бы тебе поверили».
– Игра «Взгляд».
– «Я психологом родился».
2. Работа со сказкой.
– «Пять главных прав».
3. Игра «Точка, точка, запятая».
– «Любимая игра».