Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки"

Разделы: Литература


Цель: Познакомить учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, углубить знания о футуризме, познакомить с направлениями модернизма, способствовать развитию творческих способностей старшеклассников.

Оборудование:

Иллюстрации (в электронном варианте) художников – плакатистов Александра Микулы, Вячеслава Ерко, Александра Калмыкова и др; К. Юона, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича, А. Захарова, А. Бровина, Р. Скупина, В. Либерского; музыкальный диск с записью Линды (“Мумий Тролль” и т.п); стихи В Хлебникова, листы со стиотворениями Виктора Сосноры.

На доске:

Странный стих мой
В душу вник вашу
Проел насквозь мысли
Ты разный
Он разный –
Стих в душу вник
Я вижу сон въявь
Я мир вижу
Так

Г. Айги

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Пришел новый день, и сегодня мы вновь встретились. Я рада вам. И вы примите меня и сегодня такой, какая есть. Для того, чтобы не отвлекаться на посторонние восклицания в ходе нашего урока, я буду класть вам на стол фишки: желтая – вы хорошо работаете, зеленая – сосредоточьтесь и помогите мне.

2. Вступительная беседа

Учитель: Ребята, а вы любите неожиданности?

(Ответы детей.)

– Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок стал для вас приятной неожиданностью. Я пришла сегодня на урок с тетрадкой стихов, которые написала моя ученица, ныне – студентка филфака. Начать наш урок хочу с них.

“Ступаю босыми ногами”
Ступаю босыми ногами
По гладким холодным камням,
Несу твой образ на вытянутых руках,
Боюсь вспугнуть
Дыханием ветра
Тревожную нежность
Распахнутых миру глаз.

“Я – море”
Я – море.
Я каждый день волну свою
Несу на берег
И вновь, шурша, откатываю прочь.
Еще немного – и от любви большой
Останется песок
И маленький осколок
Без углов

“Две тени”
Две тени на мосту –
Моя и тень самоубийцы.

– Выскажите, пожалуйста, свое мнение о стихах, какими они вам показались? О чем они? (учащиеся высказывают свое мнение, чаще всего звучит мысль, что стихи странные, необычные).

А если сравнить с шедевром Пушкина: “Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался”…

(Ребята сравнивают стихи на эмоциональном уровне.)

– Давайте поговорим сегодня о странности и необычности в стихотворениях, поговорим о том творчестве, что “не как все”. Ведь вам нравится быть не как все? Поговорим о странности и необычности, о неповторимости одного из направлений современной поэзии.

3. Тема сегодняшнего урока – на доске. Запишите ее в тетрадь. Эпиграфом к уроку станут слова поэта-авангардиста Геннадия Айги. (Дети читают.) Давайте вместе попробуем определить лексическое значение словосочетания “Бессонные сновидения”, наверное, не менее странного, чем стихи.

Бессонный – без сна, ожидающий сна, не сплю, живу, наяву и т.д;
Сновидения – спать и видеть сны, отражение реальности через призму подсознания и т.д

Вывод: Я не сплю и наяву вижу сны, нахожусь на грани реальности и фантазии, ирреальности. Поэзия подсознания, поэзия – сон наяву. Поэзия – воображение. Я прошу вас сегодня тоже включить свое воображение.

4. А вы часто в жизни встречаете такую поэзию? (Нет.)

– Давайте послушаем запись. (Линда. “Я ворона”. Можно поставить что-то другое для прослушивания, подобное, например, записи групп “Крематорий”, “Мумий Тролль”)

– Можно ли сразу определить тему песни, сказать, о чем стихи, исполняемые Линдой? (Нет, это тоже странная поэзия, на грани яви и сна.)

– Когда, по-вашему, появились такие стихи, особенно положенные на музыку?

(Недавно, в переломный момент страны, когда “все переворотилось, и только укладывается.)

– Да, действительно, такие песни, такие стихи мы можем отнести к модернизму (от французского – современный), обозначившему новые явления литературы, искусства XX века. Модерн – это поиски оригинальных художественных средств, форм, сложной, не всегда понятной структуры образа. Обратите внимание на иллюстрации. Какие мысли рождают эти образы? Почти ни у кого нет одинакового мнения. Может, кто-то знаком с такими направлениями в искусстве модернизма, как сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, импрессионизм? (Можно попросить заранее одного – двух учеников приготовить краткие сообщения.) Но ведь модернизм в литературе вам знаком! Какие направления модернизма вам всем знакомы?

(Учащиеся называют футуризм, его представителей.)

Прочитаем стихотворение В. Хлебникова “Крылышкуя золотописьмом тончайших жил”, вспомним стихи В. Маяковского.

– Сущностью футуризма, по выражению немецкого поэта Бехера было: “Напряженный, открытый в экстазе рот”. Современная поэзия тоже обратилась к “футуризму”, но, поскольку она не называет это творчество поэзией будущего, мы будем называть его не футуризмом, а авангардизмом, или авангардной поэзией.

Вспомните, пожалуйста, особенности стиля футуристов. (Даже в среднем классе сразу назовут основные особенности стиля футуристов.)

  1. Вызов обществу – эпатажность лирики. “Дохлая луна”, “Нате”;
  2. Неологизмы собственные – “слова тесны стали” – “железовут” и проч;
  3. Образность лирики (Большая доля сравнений, развернутых метафор и т.д. “Зады крепкие, как умывальники”, “Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок”).
  4. Экономия и емкость речи. (“Прозаседавшиеся”)

– Современный “футуризм” тяготеет к авангардизму еще и потому, что совершает эксперименты в области формы

5. Давайте обратим внимание на подтему: “Современный футуризм как средство от скуки”. У вас на столах стихотворение Виктора Соснора – поэта – авангардиста “Ты уходишь”. Давайте прочтем его:

Ты уходишь
Как уходят в небо звезды
Заблудившиеся
дети рассвета.
Ты уходишь
Как уходят в небо
На кораблики похожие птицы.
Что вам в небе?
Наша мгла сильнее света
Наше солнце
Навсегда слабее сердца
А кораблик
Журавля на самом деле –
Небольшое
Птичье перышко не больше.
Ты уходишь.
Отпускаю потому что
Опустели
Сентябри моими журавлями.
До свидания
До бессонных сновидений
До рассвета
Заблудившегося в мире.

– Какие признаки футуризма, принципы вам показались знакомы?

Старшеклассники называют собственные неологизмы автора “опустели сентябри моими журавлями”, образные выражения, сравнения.

– Что можно сказать о графике стихотворения?

Сломанная лестница. Стихотворение – надрыв, состоящее из обрывочных мыслей, фраз. Герой не может сосредоточиться от горя, пытается собрать мысли, знаки завершения присутствуют и говорят как раз о попытке разделить мысли. Нет рифмы, нет размера. Но есть ритм. Запятые отсутствуют, текст – поток мысли. Слова и словосочетания выделяются с помощью строфики.

– Что самое главное в стихотворении?

– Смысл, значение.

– О чем стихотворение? Кто что понял?

Ребята высказывают свое мнение, оно не идентично.

После прочтения и разговора еще раз обращаемся к эпиграфу. Да, поэт так видит мир и имеет на это право. Мы тоже все разные, и такие стихи воспринимаем по-разному. Поэт живет на грани фантазии и реальности, его стих “в душу вник, проел насквозь мысли”, он заставил нас задуматься.

6. Когда человек думает, мыслит, он скучает? (нет, работает его мысль)

– Поэты авангардисты не дают скучать, они пишут стихи – пазлы, стихи – ребусы, шарады, мозаику.

Мы тоже сейчас попробуем написать маленькое сочинение описательного характера в стиле авангардо-футуризма. Запишем какую-нибудь мысль. Например: “Скучно нам. Думаю о доме”. Дальше ведем беседу:

– Скучно нам. Скучно. Состояние человеческое или чувство? Чувства у нас где? В голове?

– В душе.

– В душе, в сердце. Итак, скучно нам. Так скучно, что душа вон, нет души. Что скука сделала с душой? Что она могла сделать, если ее нет.

– Съела, нет, выела.

– Скука выела душу.

– Теперь нужен сравнительный оборот. Давайте подумаем, как кто? Выесть кто может?

– Червь, червяк.

– Теперь эпитет. Давайте нагнетать обстановку. Какой червь?

– Противный, скользкий, мерзкий.

– Вот! Что получилось?

– Скука выела душу мерзким червем.

– Сравните, что сильнее действует: скучно нам или скука выела душу мерзким червем?

– Конечно, второе. Сразу понятно состояние человека.

– Теперь думаю о доме. Что это значит?

– Мыслю, мысли в голове.

– А какие синонимы можем подобрать к слову голова?

– Череп, черепушка, тыква, башка.

– Возьмем череп. В черепе много-много мыслей, и все они о доме, на что похожи мысли?

– Куча, стая, толпа, как пчелы.

– Как пчелы. Рой пчел, да? Рой мыслей.

– Давайте метафору, что получится?

– В черепе роем мысли.

– Да, в черепе роем мысли о доме.

– Скука выела душу мерзким червем,
В черепе роем мысли о доме.

– Ребята, приблизительно понятно? Может, и правда, современная поэзия авангардизма – средство от скуки?

Классу понравился урок, они согласны с учителем, высказывают свои мнения.

7. В качестве домашнего задания предлагаем сочинить стихотворение в духе авангарда, футуризма. Можно описать 2-3 мя строками плакаты и иллюстрации К. Юона, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича, А. Захарова, А. Бровина, Р. Скупина, В. Либерского можно описать “Что вокруг меня” или “Сегодня у меня праздничное, грустное настроение, проанализировать стихотворение “Овечья баллада” с точки зрения формы и содержания.

В ходе урока ученикам выдавались фишки, нужно собрать их подписанными и оценить работу на уроке.

Овечья баллада

Шесть белых овец приносили шесть белых овчин
Седьмая овца была черная
Шесть белых овец обучили шесть белых овчат
Седьмая – не обовчилась.
И стало на хуторе двенадцать белых овец
Седьмая стала тринадцатой
Одели в овчины двенадцать эстонских людей
Отъели овчатиной двенадцать эстонских детей.
А черная овца – все черная.

В. Соснора