Логопедическое занятие по развитию речи: "В лес по грибы"

Разделы: Логопедия


Класс 4 специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цели занятия:

Образовательные:

  • Дать представление о съедобных и несъедобных грибах;
  • пополнить и активизировать словарь по данной теме;
  • показать процесс словообразования сложного слова и названий грибов (по цвету, форме, количеству, месту произрастания, свойствам);
  • практически закрепить названия грибов на письме;
  • формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи);
  • отрабатывать навык составления рассказа по картинке с опорными словами;
  • учить работать с тестами электронных учебных пособий на компьютере.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать механизмы скоординированной работы анализаторов и формировать межанализаторное взаимодействие на стимул.
  • корректировать вербальную память на основе упражнений и воспроизведения;
  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления;
  • развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь,
  • развивать умение работать с тестами электронных учебных пособий на компьютере.

Воспитательные:

  • Формировать представление о природе родного края;
  • воспитывать разумное и бережное отношение к природе,
  • воспитывать эмоциональность и адекватность поведения;
  • воспитывать культуру поведения при работе с компьютером.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у учащихся четвёртого класса. Цель урока достигается через решение образовательных, коррекционно-развивающих, и воспитательных задач. Занятие предполагает применение здоровьесберегающих и коррекционных технологий: мимикоартикуляторные упражнения, психоэмоциональный настрой, пальчиковую гимнастику, видеоазимут на развитие пространственной ориентации и внимания, физминутки.

На занятии используются приёмы по мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности: выставка «Грибы», компьютерная презентация-путешествие «В лес по грибы», театрализованное действие с перчаточными куклами « Уж как шла лиса по травке», что помогает учащимся определить тему занятия. Выполнение работ на предыдущих занятиях в технике аппликации из пластилина, раскрашивание грибов на карточках способствовало развитию мелкой моторики пальцев рук учащихся, эмоционально настроило учащихся на восприятие материала. Интонационно-выразительное чтение сказки «Грибы» позволяет ребятам поупражняться в быстром, правильном чтении текста, почувствовать себя более успешными.

Развивается логическое мышление школьников через решение ребусов, имеют место проблемная ситуация и включение учащихся в частично-поисковую работу при демонстрации словообразования и при определении названия гриба. Ребята должны выстроить логические цепочки в своих ответах: по внешним признакам (форме, цвету), месту произрастания, сходству. профилактическую работу по предупреждению отравления ядовитыми грибами. Учащиеся получают знания о съедобных и несъедобных грибах, произрастающих в данной местности, о необходимости их различать, правильно собирать и употреблять в пищу.

Деятельность учащихся выстроена так, чтобы скоординировалась работа всех анализаторов и включились все виды памяти и мышления, что помогло детям вспомнить, закрепить, усвоить материал. Дети учатся работать самостоятельно, в парах, самоанализу, итоговой рефлексии. в меру своих сил и возможностей учатся строить диалоговую речь и выполнять упражнения, тесты, составлять рассказ по картинке с опорой на заданные слова. На занятии дети чувствуют свою значимость, так как используются работы, выполненные их руками, участвовали в театрализованном действии, работали за компьютером с тестовыми заданиями.

Использование на занятии различных приёмов и методов, видов учебной деятельности, современных ИКТ технологий в классе коррекции, показывает, что дети данной категории способны сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. На протяжении всего занятия ведётся работа по словообразованию и у детей формируется связная речь.

Использование ЦОР.

  1. Картинки из коллекции (Microsoft Office).
  2. Презентация MS Power Point «Логопедическое занятие по развитию речи».
  3. «Человек и природа» – электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в общеобразовательной школе.
  4. Презентация MS Power Point «В лес по грибы».
  5. Анимационные картинки: «Мухомор» и «Ёжик-грибник».
  6. Гимнастика для рук «Уж как шла лиса по тропке» из электронного учебного пособия «Мир информатики», 2-ой год обучения.
  7. Карточки со скороговорками.

Дидактический и раздаточный материал:

  1. Детские работы «Грибы», выполненные в технике аппликации из пластилина и природного материала (4 шт.).
  2. Предметные картинки с рисунками грибов, раскрашенные учащимися (5 наборов по ___ шт.).
  3. Карточки со скороговорками (5 шт.).
  4. Видеоазимуты (5 шт.).
  5. Рисунки для фонетического анализа слов «грипп» и «гриб» (2 шт.).
  6. Ребус по теме «Грибы» (4 шт.).
  7. Текст сказки «Грибы» (5 шт.).
  8. Иллюстрация «Ёжик-грибник» с опорными словами (5 шт.).
  9. Перчаточные куклы: «Лиса», «Белка», «Ёж», «Кот».
  10. Корзинка из листов в линейку (5 шт.).
  11. Плетёная корзинка ручной работы из природного материала (1 шт.), из пластикового материала (2 шт.).
  12. Карандаши (4 шт.).

Литература:

  1. Будённая Т.В.- Методическое пособие. Логопедическая гимнастика, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС»,1999.
  2. «Грибы»: - изд-во «Лесная промышленность», 1974.
  3. Детский журнал «Нафаня», № 12, 2007.
  4. «Развитие речи» - учебное наглядное пособие. – М.: изд-во «ВЛАДОС», 2003.
  5. Скворцова. «Логопедические игры». – М.: «ОЛМА медиа групп», 2008.
  6. «Тридцать три Егорки»: - М.: изд-во «Детская литература», 1989.
  7. Цвинтарный В. - Санкт-Петербург: «Играем пальчиками и развиваем речь». «Лань», 1999.
  8. Уфимцева Л.П.. Методические рекомендации. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта. – Красноярск: ККЦНПКПК,1998.
  9. Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром»: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – М.: АРКТИ, 2006.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1) Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию.

(Театрализованное действие с перчаточными куклами «Уж как шла лиса по тропке»). Приложение 1 Слайд 1

– Дети, слышите, кто-то по лесу идёт и песенку поёт.

– Давайте вместе посмотрим, что вокруг нас происходит.

Белка: (рассказывает)

– Уж как шла лиса по тропке,
Грибы сложила в коробку.
Она села на пенёк,
напевала весь денёк:

Лиса: (поёт)

– Я давно грибов не ела,
Я грибочков захотела.
Ой, грибы, грибы, грибы,
Вы грибочки мои!

Белка, лиса, ёж, кот: (вместе)

– Ой, грибы, грибы, грибы,
Грибы вареные!
Ой, грибы, грибы, грибы,
Грибы жареные!

II. Введение в тему занятия.

1) Создание проблемной ситуации.

– Ребята, о чём пела лиса? А про что пели наши герои?

– Они пели про тот грипп, который в носу или про гриб в лесу?

2) Фонематическая разминка .

– Выделите последний звук в словах: «грипп» и «гриб».

– Какой звук слышите на конце слов?

– Вы слышите одинаковый звук (п). Какой это звук?

– Эти два слова звучат одинаково, а их значение тоже одинаковое?

– Будет ли различаться написание этих слов? Почему? Как проверить их написание?

3) Работа у доски. «Приложение 1 Слайды 2-3»

– Подпишите правильно рисунки.

III. Сообщение темы занятия.

(Презентация MS Power Point «В лес по грибы» Приложение 2)

– Кто уже догадался, о чём мы будем говорить? Чему будем учиться?

– Сегодня на занятии мы заглянем в одно грибное местечко и, выполнив несколько заданий и упражнений, узнаем много интересного про грибы. Я предлагаю вам пойти в лес по грибы.

IV. Комплекс упражнений.

– Чтобы начать наш поход в лес по грибы нам сначала надо хорошенько подготовиться, ведь в лесу можно заблудиться.

1) Видеоазимут. (На индивидуальных листах). (Рисунок 1)

2) Развитие мимикоартикуляторных мышц.

– Ресничками похлопали,
губками пошлёпали,
Зубки показали,
язычок наказали.

3) Развитие эмпатий.

– Друг к другу повернитесь
и друг другу улыбнитесь.

4) Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл, (загибают большой палец)
Этот пальчик чистить стал, (загибают средний палец)
Этот резал, этот ел, (загибают безымянный палец)
Ну а этот лишь глядел! (указательным пальцем грозят мизинцу)

5) Психологический настрой. Приложение 2 Слайд 1 , Приложение 1 Слайд 6

– Кто ещё пришёл в лес? Что они увидели в лесу?

– Каждый день, всегда, везде:
на занятии, в игре,
ясно, чётко говорим,
всё запомним, повторим.

6) Чистоговорки. Приложение 1 Слайд 6

бы-бы-бы – в лесу ягоды, грибы
ду-ду-ду – я в корзину их кладу
от-от-от – с нами кот пошёл в поход
ят-ят-ят – на пенёчке пять опят
ал-ал-ал – кот грибочки увидал
ай-ай-ай – как собрать весь урожай?
су-су-су – хорошо в лесу!

7) Скороговорки:

Опять у пенька пять опят?
Опять у пенька пять опят?
Опять у пенька пять опят?
Опять у пенька пять опят?

8) Физминутка: «Ваня шёл, шёл, шёл…» Приложение 1 Слайд 7

– Ваня шёл, шёл, шёл,
на тропинке гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок –
вот и полный кузовок!

V. Обобщение, закрепление полученных знаний.

(Приложение 2)

– Только вот наши грибники призадумались, как же гриб выглядит?

1) «Части гриба» (Рисунок 2)

– Расскажите, из каких частей состоит гриб?

2) Чтение сказки «буксиром». (На индивидуальных листочках)

– А теперь давайте вместе выразительно прочтём сказку «Грибы». (Рисунок 3), Приложение 1 Слайд 7

– Почему белый гриб срезали и положили в корзинку, а такой яркий и красивый мухомор оставили на полянке?

3) Словообразование. (Анимационная картинка «Мухомор»), (Слайд 5)

– Будьте внимательными, хорошо запомните, почему мухомор так назвали?

– О чём предупреждает нас мухомор? Почему его так назвали?

4) Работа по активизации словаря. (Приложение 2)

Давайте расскажем нашим героям, какие грибы растут в лесу, почему их так назвали, какие из них можно собирать, а какие нет.

Рассказывать будете так:

Это ... (название гриба). Он ... ( съедобный, не съедобный). Его назвали так, потому что он ... (растёт где?, какого цвета? какой формы? похож на кого? по свойствам)

Съедобные грибы. (Слайды 7-16); Несъедобные грибы. (Слайды 17-20)

5) Индивидуальная работа с тестовыми заданиями на компьютере: Приложение 1 Слайды 8-12

6) Упражнения:

  • «Узнай гриб и подпиши название» (предметные картинки с рисунками грибов) Приложение 1 Слайд 13-15
  • «Кто больше собрал грибов в корзинку?» (Предметные карточки, корзинки из листов в линейку, плетёная корзинка). Приложение 1 Слайды 16-17
  • Упражнение на развитие логического мышления. (Работа с ребусами у доски)
    – Как узнать, какие грибы зашифрованы в ребусах? Расшифруйте название грибов и ответьте, почему так гриб назвали? Приложение 1 Слайд 18-20
 п   о   д   о   с   и   н   о   в   и   к 

 п   о   д   б   е   р   ё   з   о   в   и   к 

 о   п   я   т   а 

 л   и   с   и   ч   к   а 

Физминутка: «По тропинке ёжик шёл…» Приложение 1 Слайд 21 Рисунок 4

По тропинке ёжик шёл,
белый гриб в траве нашёл.
– Ах ты, беленький грибок,
полезай-ка в кузовок!
Принесу тебя домой,
буду кушать суп грибной.

7) Составление рассказа по картинке с опорой на заданные слова. (Фото 22)

  • Беседа по картинке «Ёжик-грибник»

– Какое время года наступило? Что выросло в траве?

– Что выросло под ёлкой? А что выросло на пеньке?

– Где сидела сова? Что она увидела?

– Во что был обут ёжик? Что он держал в руках?

– Какие грибы собрал он в корзинку? Какой урожай собрал ёжик?

  • Самостоятельная работа над составлением повествовательногорассказа по картинке с опорой на заданные слова.

Посмотрите на картинку, прочтите внимательно слова и составьте свой рассказ, используя прочитанные слова.

  • Рассказы учащихся по картинке с опорными словами.

VII. Подведение итогов занятия.

(Слайд 24)

1. Упражнение-игра «Собери грибы в корзинку» (Анимационная картинка)

Ребята, сегодня вы славно потрудились.

– Молодцы! Вы теперь много знаете про грибы. Давайте теперь соберём съедобные грибы в корзинку.

2. Рефлексия.

– Чем сегодня занимались? Что нового узнали?

– Какие бывают грибы?

– Какие можно собирать грибы, а какие нельзя?

– Какие правила надо помнить?

– Что было интересного на занятии?

– Что у вас сегодня получилось, а что нет?

– Что нужно делать, чтобы всё получалось?

– Какое сейчас у вас настроение?

– Конец занятия. Всем спасибо! (Фото 23)