Урок в 10-м классе на тему "Крещение Руси" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

1) Актуализировать знания по разделу: “Славянские земли в VIIX вв.”
2) Познакомить учащихся с одной из самых значимых  и драматичных страниц истории Отечества.
3) Определить значение принятия христианства для  формирования Российской цивилизации.

Развивающие: Продолжить работу с учащимися над:

1) Актуализацией имеющихся знаний.
2) Умением соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
3) Систематизацией информации, её оценке и формулировке возникающих вопросов.
4) Умением работать в группах.

Воспитательные:

1) Интерес к истории Отечества.
2) Уважение к традициям и духовной культуре своего  народа.
3) Толерантное отношение к другим религиям.

Этапы урока

I . Организационный момент:

  1. Цели: организация начала урока.
  2. Деятельность учителя: проверка учителем готовности учащихся к уроку.
  3. Деятельность учащихся: посадка учащихся по группам ( 5 групп по 4 человека ); Подготовка к уроку (дневник, учебник, тетрадь и пенал).

II . Вызов:

  1. Цели: мотивация учащихся, актуализация имеющихся знаний,  постановка учащимися собственных целей.
  2. Деятельность учителя: ознакомление учащихся с темой урока “Крещение Руси”. Игра “Ассоциации” ( детям предложено вспомнить, обсудить в группах и записать всё, что они знают или думают). (Приложение №1 )
  3. Деятельность учащихся: учащиеся в группах вспоминают все ассоциации, которые приходят им в голову, записывая их в тетрадь.
  4. Письменная работа: запись в тетрадях: число, тема урока, заголовок “Игра “Ассоциации”, все ассоциации (язычество, христианство – одна из 3 мировых религий, князь Владимир, 988 г., авторитет Руси).

III . Осмысление содержания:

  1. Цели: поддержка активного восприятия материала, интереса к нему, расширение знаний по теме, разрешение противоречий, возникающих на стадии “Вызов”.
  2. Деятельность учителя: учитель предлагает каждому ознакомиться с текстом “Крещение Руси” (см. приложение №2), поставив в ходе чтения знаки “V” – то, что знаю, “+” – новая информация, “-” – думал иначе, “?” – есть вопросы.
  3. Деятельность учащихся: учащиеся читают текст, помечая на полях знаки: “V” – то, что знаю, “+” – новая информация,“-” -  думал иначе, “?” – есть вопросы.
  4. Письменная работа: после прочтения текста и пометок на полях дети составляют в тетрадях таблицу (см. приложение №3).

IV . Рефлексия:

  1. Цели: присвоение нового материала. Организация нового вызова.
  2. Деятельность учителя: учащимся предлагается составить кластер “Крещение Руси” (1 на группу).
  3. Деятельность учащихся: учащиеся составляют кластер, работая в группе.
  4. Письменная работа: кластер одной группы будет отличаться от кластера другой, но приблизительно он должен выглядеть следующим образом (см. приложение №4).

V . Подведение итогов урока:

  1. Деятельность учителя: детям предлагается представить свой кластер.
  2. Деятельность учащихся: учащиеся представляют свои кластеры, объясняя, почему они сделали именно таким образом.