Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. На этом этапе закладываются фундаментальные человеческие способности.

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Для ребенка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, которое развивается, углубляется за счет модальности (зрительных – цвет, форма, величина; слуховых – голос человека, музыкальные звуки, звуки природы; осязательных – воздействие разнообразных предметов на тактильные, температурные рецепторы; вкусовых – сладкое, кислое; обонятельных – запахи), и вестибулярных ощущений – разнообразные движения, интенсивности (степени яркости, громкости, скорости движения) и продолжительности ощущений. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Самоценность раннего детства – в остром восприятии окружающего мира, особом мире чувств и представлений.

Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым и обеспечение условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, доверие к другим людям, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение и др. Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность.

Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Все это может служить основой для вхождения малыша в широкий мир художественной культуры, приобщения его к разным видам художественно – эстетической деятельности. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира – природы, человеческих отношений, мира вещей. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.

Формируя музыкальное восприятие у детей раннего возраста, педагог знакомит их с произведениями, которые расширяют представления малышей об окружающем мире, обогащают их эмоциональный опыт.

Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.

Обычно в двухлетнем возрасте дети приходят в наше дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №15 “Медвежонок”, и наиболее важной задачей в этот период – является успешная адаптация ребенка. Непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада.

Каждый из педагогов по своему помогает малышу в этот период, а музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, к.т. эти занятия объединили музыку и пение, движение и слово. Малыши, придя в садик, начинают говорить свои первые слова – “мама”, “папа”, “би-би”, “ав-ав”, словарный запас еще не велик, но среди этих слов есть и “ля-ля”. Обращаясь ко мне, они говорят “ля-ля”, что означает “пойдем петь, танцевать играть, пойдем туда, где музыка”. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте.

В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с пропеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать.

Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:

  • слушание,
  • подпевание и пение,
  • музыкально-ритмические движения.

Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у малышей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Очень важен выбор песни. Прежде всего, я ориентируюсь на уровень общего и музыкального развития детей данной группы, уровень познавательных процессов, внимания, воображения, речи, музыкальных способностей. В течение года с детьми на музыкальных занятиях мы разучиваем 8–10 песенок. Кроме песен для пения есть песенки, которые дети слушают, их в течение года 5-7. Не следует увеличивать количество песен для пения и слушание, т.к. количество не переходит в качество. Малыши любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают – внимательнее и радостнее.

Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с “голоса”, пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, когда мы пели песенку “Оденем мишку на прогулку”, мы после каждого куплета надевали на мишку ту одежду, о которой пелось в песенке. Сначала это были теплые штанишки, потом – пальтишко и затем шапка. Малыши радостно и с интересом подпевали и помогали мишке одеваться.

Дети в этом возрасте очень любят “учить” взрослых. Если во время музыкальных занятий в зал заглядывает кто-нибудь из персонала, или приходит кто-то из героев по сценарию, дети приглашают гостя послушать, как они умеют петь, или предлагают выучить песенку, усердно повторяя ее 2-3 раза. При этом очень внимательно следят, как поет взрослый, и радуются, видя плоды своих “трудов”. Такая заинтересованность стимулирует детей, и они активнее участвуют в пении.

Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т.к. моей основной задачей является – эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине года постепенно включаю и более сложные песни. Дети попевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца.

Следующий основной вид деятельности – слушание. На музыкальных занятиях малыши слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут. На своих занятиях я использую программные музыкальные пьесы, записи детских песенок, колыбельных и плясовых на аудио кассетах, с удовольствием дети слушают поющих кукол, и конечно мы слушаем классическую музыку. Малыши с интересом слушают отдельные произведения П.Чайковского, С. Прокофьева, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шуберта. Слушание классической музыки я начинаю в ноябре, когда адаптация детей в группе в основном закончена. Если на занятиях бывает 10-15 малышей, то половина из них слушает заинтересованно, остальные менее заинтересованно, один, двое могут остаться безучастны. Но, ни разу, ни один ребенок не выразил желание встать и уйти во время слушания.

Привить интерес и желание слушать музыку трудоемкий и кропотливый процесс, который помогает формировать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку. Каждый ребенок воспринимает классическую музыку по- своему. Музыка – это самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые любим или не любим, воспринимаем и понимаем одно и то же музыкальное произведение по – разному.

Работа над музыкально- ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т.к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память.

Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. В этом виде музыкальной деятельности очень важна роль воспитателя, к.т. он показывает, играет и танцует вместе с детьми, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками. Движения под веселую, живую музыку радует малышей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать. В своей работе я использую несколько видов плясок, доступных детям 2-3 лет.

Пляска с участием воспитателя: дети выполняют плясовые движения, подражая взрослому.

Пляска сопровождается пением, то есть текстовым подсказом.

Пляски без воспитателя: двух или трехчастная музыка, части контрастные, а движения строго соответствуют каждой части. Разучивание с воспитателем. А затем выполняют самостоятельно.

Свободная пляска детей: без участи взрослых. Здесь проявляется творческий потенциал ребенка.

Пляски с атрибутами (куклами, колокольчика, погремушками, листочками, платочками): малышам нравятся такие пляски.

И, наконец, музыкальные игры. Малыш не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают “перебежки- догонялки” или прятки, а часто и то и другое. Перед игрой я объясняю малышам: где, в каком случае они убегают ОТ кого-то, а где догоняют, бегут ЗА кем-то.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения которые используются в работе со старшими дошкольниками. Так чисто словесные объяснения. Инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные задания не достигают своей цели. Маленький ребенок воспринимает только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши плохо воспринимаю призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение,- словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения педагога.

Еще одно особенность работы с детьми раннего возраста – слабая эффективность чисто вербальных методов воспитания. Объяснения правил, призывы к послушанию часто оказываются бесполезными. Причина не только в том, что маленькие дети еще плохо понимают их, но в основном в том, что малыши пока не могут регулировать свое поведение с помощью речи. Часто более сильное воздействие на малышей оказывают окружающие предметы, впечатления, сверстники. Это не означает, что с маленькими детьми не нужно разговаривать. Слова педагога обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, быть предельно выразительными, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Для работы с маленькими детьми необходимы не только профессиональные знания, но и особые личностные качества, такие как любовь к маленьким детям, искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность. А самое главное для специалиста, работающего с малышами – это умение и желание играть с ними.

Музыкальные занятия в данной возрастной группе будут интересны детям, если они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.

Существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения малышей:

  • это чередование различных приемов обучения,
  • использование разнообразных демонстрационных материалов,
  • эмоциональная установка на предстоящее занятие.

Работая с детьми раннего возраста, не следует забывать два, казалось бы, взаимоисключающие требования: “Доверяйте – ребенку” и “Осторожно – ребенок!” Доверяйте ребенку, не унижайте его недоверием, знакомьте его с лучшим, что есть в музыкальном искусстве с самого детства. В то же время (“Осторожно – ребенок!”) не злоупотребляйте, не стремитесь к поразительным результатам, не тешьте свое самолюбие, предлагая малышам непосильную для них ни по времени звучания, ни по содержанию музыку. Пусть музыка, звучащая на музыкальных занятиях приносит радость детям и Вам!

Конспект тематического музыкального занятия
с детьми раннего возраста
“В гости к кукле”

Программные задачи

  1. Учить детей петь несложные песни с короткими фразами с сопровождением инструмента и без него.
  2. Закреплять представление о колыбельной песни, о ее характере (ласковая, нежная, медленная) и обогащать музыкальными впечатлениями детей во время слушания.
  3. Продолжать развивать и формировать сенсорные способности у детей; различать по тембру звучания детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка, музыкальный молоточек).
  4. Воспитывать культуру общения и эмоциональную отзывчивость; развивать эстетический вкус.

Ход музыкального занятия

М.р. Здравствуйте, ребятки! Я очень рада. Что вы ко мне пришли на занятие.

Сегодня мы с вами будем петь, танцевать и играть. А сейчас я хочу с вас спросить:

– Как живете? Дети поднимают палец вверх, показывают: “Вот так!”
– Как идёте? Дети маршируют на месте: “Вот так!”
– А как бежите? Дети выполнят легкий бег на месте: “Вот так!”
– А как спите? Дети приседают, ладошки под щечку: “Вот так!”
– Как берете? Дети сжимают руки в кулачки: “Вот так!”
– А как даете? Дети разжимают, ладошки вверх: “Вот так!”
– Как шалите? Дети надувают щечки и ударяют по ним кулачками: “Вот так!”
– Как грозите? Дети грозят пальчиком: “Вот так!”

Молодцы, ребятки, вот я с вами и поиграла.
А теперь я хочу вас всех пригласить в гости к кукле Маше, поедете со мной?
Что ж, ребятки, едим в гости, приглашает кукла нас.
Мы красиво нарядились, повезет лошадка нас.
Вот какая лошадка у нас (показывает) быстрая, веселая.
Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Садитесь, все поехали в гости.

Музыкальный ритм. движение “Скачем на лошадке” А. Филиппенко.

Дети двигаются по кругу прямым галопом “скачем на лошадке”.

Дети и воспитатель изображают езду на лошадке, “правят”, держат “вожжи” – ритмично опуская и поднимая вытянутые руки. В конце муз. произведения “натягивают вожжи” и говорят: “Тпру! Стой лошадка!”

М.р. Приехали мы с вами, вот и домик куклы Маши, садитесь на стульчики.

Воспитатель выносит куклу.

М.р.
Здравствуй, Машенька!

Кукла.
Здравствуйте, ребятки!

М.р.
Посмотрите какая кукла:
У Маши глазки голубые, на лице румянец милый.
Светлая головка, платьице с оборкой.

Очень красивая кукла Маша. Машенька, а хочешь, я расскажу тебе о ребятках, которые пришли к тебе в гости? Я спою про них песенку, ты послушай, и вы ребятки слушайте тоже. А называется она “Ласковая песенка”.

Слушание “Ласковая песенка” М. Раухвергера.

М.р.
Вот, Машенька, какие наши ребятки хорошие, ласковые, добрые и умные Машенька, мы с ребятками приехали к тебе в гости.

Кукла.
В гости всех я приглашаю, сладким чаем угощаю
А придут еще игрушки, будет каша им и плюшки.

М.р.
Машенька, мы поможем сварить тебе кашу.

Дети исполняют песню “Варись, варись, кашка…” Е. Туманян.

Кукла.
Спасибо, ребятки, вкусная получилась кашка, теперь ее на всех хватит.

М.р.
Ребятки, посмотрите, а куколка устала, глазки у нее закрываются, она хочет спать.
Послушай-ка, Машенька, колыбельную песенку и отдохни немного.

Слушание “Колыбельная” О. Девочкина.

М.р.
Машенька, понравилась тебе песенка? Ой, посмотрите, а Машенька наша уснула?

– Почему кукла уснула? (ответы детей)

– Песенку, которую я пела, как называется? (ответы детей)

Ну, конечно, я хотела уложить Машеньку спать, поэтому спела ей эту песенку.

– Как надо петь колыбельную: громко или тихо? (ответы детей)

Правильно, ребятки, петь надо спокойно, ласково, напевно, потому, колыбельной песенкой укладывают спать.

Когда вы будете укладывать спать свою любимую игрушку зайчика, медвежонка или куклу как вы будете петь спокойно или громко и весело? (ответы детей)

А еще погладьте свою игрушку очень ласково и нежно. Погладьте сами себя по руке ласково, нежно. Вот так, правильно.

Послушайте еще раз колыбельную песенку, а Машеньку положим в кроватку, пусть отдохнет.

Повторное исполнение песни “Колыбельная” О. Девочкина.

М.р.
А пока наша Машенька спит, давайте мы с вами поиграем.

Сегодня у нас будет необычная игра. На музыкальных инструментах будут играть ваши игрушки, а вы должны будете, услышав их отгадать, на каком музыкальном инструменте кто играл.

Муз. дид. игра “Кто пришел? На чем играл?”

Появляется зайчик, садится возле ширмы. Воспитатель во время пения муз. рук. играет на бубне за ширмой.

М.р. (поет)
Отгадайте-ка, ребятки, кто пришел к нам поиграть?
Отгадайте инструменты, постарайтесь их назвать!

На проигрыш воспитатель играет на бубне.

М.р.
Кто пришел? Посмотрите? (ответы детей)
Да, это зайчик пришел с нами поиграть. А на чем он играл, кто отгадал?
Правильно он играл на бубне, послушайте еще раз как.
Давайте посмотрим, кто еще спешит поиграть с нами.

Появляется мишка, садится возле ширмы.

Воспитатель во время пения муз рук. играет на ложках.

М.р. (поет).
А это кто пришел? Угадали? (ответ детей)
Молодцы, ребятки, это мишка. А на чем же он играл? (ответ детей)
Да, он играл на ложках.

Затем появляется белочка, играет на музыкальном молоточке.

М.р.
Как хорошо вы все отгадали, а вы дети, хотите поиграть на музыкальных инструментах. Тогда берите и ложки и бубны и музыкальные молоточки. Если зайчик запляшет, то играть будут только бубны, если мишка плясать пойдет, то играть будут ложки, а если белочка, то заиграют музыкальные молоточки.

Все запомнили задание? Если будет плясать зайка, кто будет играть? Ребятки, у которых бубны. А если мишка? Ребятки, у которых ложки. Ну а если белочка – дети, у которых музыкальные молоточки.

Игра детей на музыкальных инструментах. “Ах вы, сени…” р.н.м.

М.р.
Молодцы, ребятки, все вы были настоящими музыкантами. Мы с вами поиграли, а наша кукла Маша проснулась. Вставай, скорее, Машенька.

Машенька, а я знаю, что ты очень любишь плясать. Попляши с нашими детками.
А для тебя и ребяток у меня есть красивые платочки.
Мы для куколки, для Маши хоровод наш заведем
Все с платочками попляшем и станцуем и споем.
Садись Машенька в серединку, а ребятки попляшут для тебя.

“Пляска с платочками” укр. н. м. обр. Т. Вихаревой.

М.р.
Вот мы и побывали у куклы Маши в гостях. Спасибо, тебе Маша.
Вот и кончилась игра, возвращаться нам пора.
Хороша хозяйка наша, до свиданья, кукла Маша!
Вот мы с вами и побывали в гостях у куклы Маши. Вам понравилось, ребятки?
И мне и кукле Маше понравилось как вы, и пели, и плясали, и как правильно угадали все музыкальные инструменты. Спасибо вам. До свидания.

Дети с воспитателем выходят из зала.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логопедических занятий – М.: Творческий центр “Сфера”, 2008.
  2. Петрова В.А. Музыка – малышам – М.: Мозаика – Синтез, 2001.