Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

Разделы: Математика


Методическая информация

Тип урока Комбинированный
Цели урока Мотивационная: побудить и поддержать интерес к изучению математики с помощью наглядности и “яркости” (применение компьютерной техники) и практичности (работа с фигурами).

Развивающая: формирование и постановка проблем в достижении целей учебной деятельности.

Обучающая: формирование навыков решения задач с применением формулы объема прямоугольного параллелепипеда, расширение видов деятельности на уроках.

Задачи урока 1) сформировать необходимость вычисления объема с помощью уже имеющихся знаний;

2) вывести формулы для вычисления объема фигур с помощью его измерений;

3) закрепить полученные знания в форме решения задач.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока на базе раннее полученных знаний обучающиеся выводят формулу объема прямоугольного параллелепипеда и используют эти формулы при расчетах в самостоятельно- практической и тестовой работе.
Необходимое оборудование и материалы компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы для проведения урока: раздаточный материал в виде прямоугольных параллелепипедов с разными измерениями, в том числе – куб.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся побудить и поддержать интерес к изучению математики с помощью наглядности и “яркости” (применение компьютерной техники) и практичности (работа с фигурами).
Ход и содержание урока Этапы урока

Организационный момент:

Приветствие и вводное слово учителя.

Слайд 1. См. Приложение 1

Устная работа:

Повторение единиц измерения; определение объемов некоторых фигур, составленных из куба с ребром 1 см3 (вопросы учителя, задаваемые учащимся, сформулированы на слайдах 2;3;4).

Основная часть урока:

1) Формирование необходимости вычисления объема с помощью уже имеющихся знаний (учитель повторяет с учащимися определения измерений геометрических фигур, в частности, прямоугольного параллелепипеда и куба);

2) Вывод формулы для вычисления объема фигур с помощью его измерений (учитель направляет детей на верные ответы с помощью наводящих предложений, например,

Вопрос учителя: “С помощью какой фигуры мы вычисляли объемы простейших фигур?”

Ответ: “С помощью куба с ребром 1 см3Продолжение мысли учителя: “Давайте попробуем заполнить этими кубиками параллелепипед с соответствующими измерениями” и т. д.).

Слайды 5, 6, 7, 8

Проверка и оценивание ЗУНКов  
  Самостоятельно-практическая работа по рядам: учащиеся измеряют длину, ширину и высоту имеющихся фигур1) и выполняют соответствующие вычисления (работа по рядам; все учащиеся каждого ряда получают свою фигуру, записывают измерения, выполняют расчеты по формуле объема).

Слайд 9

Первичное закрепление:

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задачи с проговариванием алгоритма.

Слайды 10, 11

Самостоятельная работа:

Проверочный тест.

Слайд 12

Рефлексия деятельности на уроке Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание Домашнее задание: номера из учебника
Дополнительная необходимая информация Фигуры для практической работы могут быть изготовлены заранее самими учениками или использованы готовые из пособия деревянных фигур для уроков геометрии.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа. Именно мультимедиа дает возможность наглядно, доступно, эффектно, интересно раскрыть такую сложную для понимания (представления) тему как: “Вычисления объема прямоугольного параллелепипеда”.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Перейти к решению задач и возможно использовать для этого некоторые слайды данной презентации.