Нестандартные формы проведения уроков литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Ещё 30 лет назад наша страна во всем мире признавалась самой читаемой. Теперь мы вынуждены констатировать: современное поколение не читает, в особенности классику. Как же в этой ситуации быть учителю словесности, чья деятельность на уроке невозможна без прочтения учениками изучаемого произведения? По роду своей деятельности (25 лет совмещаю преподавание русского языка и литературы с работой в библиотеке) я в течение многих лет применяю такие нестандартные формы проведения урока, как читательская конференция, викторина, диспут.

Проведение уроков в нестандартной форме - эффективный, но очень трудоемкий процесс. Читательские конференции я обычно применяю на уроках внеклассного чтения. Выбираю такие произведения, чтобы они: 1) соответствовали программе данного класса; 2) были интересными, проблемными; 3)представлены в достаточном количестве, прежде всего в школьной библиотеке. И это немаловажно, иначе ребята, особенно старшего звена, не станут читать.

Вопросы к читательской конференции учащиеся получают заранее, я составляю их так, чтобы проверить, насколько внимательные у меня читатели: место, время действия, особенности биографии героев, пейзажа – все это не должно ускользнуть от внимания ребят и постепенно подвести их к пониманию идеи произведения, характеров героев, нравственной проблематики. Это тоже обусловливает выбор произведений.

Я разработала уроки-конференции по таким книгам, как “Белый Бим, Черное ухо” Г. Троепольского, “Весенние перевертыши” В. Тендрякова, “Сын полка” В. Катаева, “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого, “В списках не значился” Б. Васильева и другим.

На уроках – читательских конференциях учащиеся особенно активны. Им нравится находить ответы на вопросы, особенно если эти ответы не лежат на поверхности, а до них нужно “докопаться”. Постепенно такой урок, как правило, перерастает в диспут, каждый желающий может высказать свою точку зрения и отстаивать ее. Поведение учащихся на уроках, проводимых в нестандартной форме, гораздо более мотивировано, чем на обычных. А главное для учителя – результат : все (за редким исключением) ребята прочитали книгу и разобрались в прочитанном, вынеся для себя нравственный урок.

В последнее время практикую проведение уроков-викторин. Это может быть как целый урок, так и его фрагмент.

Нынешним шестиклассникам понравилась подобная форма урока. Здесь они, отвечая на вопрос, поставленный учителем, получают маленький приз (конфету, иногда просто вырезанный кружок), но для них это важно: налицо элемент соревнования, есть мотивация – хорошая оценка за определенное количество набранных очков. А учитель таким образом проверяет уровень начитанности.

В нынешним своем 6 а впервые урок – викторину я провела год назад, по сказкам Г.-Х. Андерсена (я этот урок традиционно провожу в 5-х классах). Ребятам так понравилась подобная нестандартная форма, что они стали просить: давайте еще проведем викторину. Изучая произведения зарубежной литературы в прошлом году, я использовала викторину как фрагмент урока.

В этом учебном году урок в подобной форме был проведен в День открытых дверей для родителей. Тема: “Викторина по произведениям А.С. Пушкина”. Родители, присутствующие на уроке, волновались больше своих детей и часто готовы были отвечать вместе с ними и вместо них.

Безусловно, я не достигаю данным методом 100% результата, да это и невозможно. Особенно меня поймут учителя литературы, которые знают: в каждом классе есть определенная группа детей (немногочисленная), готовых к активному обсуждению, большинство же, к сожалению, пассивны. Как же оценивать всех? А главное, как их мотивировать? Опыт показывает, что именно уроки - читательские конференции, уроки-викторины позволяют в достаточной степени мотивировать наших современных, совсем несклонных к чтению детей.

Вопросы к читательской конференции по повести Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”.

  1. Когда и где разворачивается действие повести?
  2. Какую роль играет картина природы (описание леса и его обитателей)?
  3. Кто главный герой повести? Что с ним произошло?
  4. С кем пришлось выдержать схватку на земле раненому летчику? Расскажите об этой схватке.
  5. Какое еще испытание ждало Алексея, когда, казалось, смертельная опасность миновала?
  6. Хорошо или плохо было то, что он рухнул в центре заповедного леса?
  7. Как вы думаете, какие качества характера пришлось призвать на помощь летчику, чтобы встать на ноги?
  8. Расскажите о страшной картине, открывшейся глазам Алексея.
  9. Как прошла первая ночь Алексея в лесу?
  10. Что предпринимал летчик, чтобы заглушить боль?
  11. Что испытал он, увидев немцев?
  12. Чем питался Алексей, когда закончились консервы?
  13. Настал день, когда Мересьев не смог подняться на ноги. Что дальше?
  14. Прочитайте, каким увидел себя впервые Алексей (и где) после многодневного скитания?
  15. Сколько же времени длилось лесное испытание Мересьева и чем закончилось?
  16. Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы читали первые главы повести?
  17. Почему книга так называется? Можно ли, по-вашему, было оставить это название, если бы книга на этом закончилась?
  18. Но трудно было не только на фронте. Расскажите историю злоключений жителей деревни Плавни.
  19. Что из увиденного в лесном поселении глубоко поразило Алексея?
  20. Как оказался Алексей на “большой земле”?
  21. Закончились ли на этом его испытания?
  22. Как вы думаете, что самое страшное пришлось пережить Мересьеву?
  23. Расскажите, кто и как помог вернуть ему веру в себя?
  24. Опишите, как впервые после операции Мересьев встал “на ноги”?
  25. Что самое невероятное в истории героя?
  26. Возможно ли, по-вашему, повторение подобного подвига в наши дни?