Урок-исследование в 6-м классе по теме: "Экскурсия в мир камней"

Разделы: География


Цели и задачи:

Ученик должен знать: вещественный состав земной коры; причины разнообразия минералов и горных пород, горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;

Уметь: различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности, правильно оформлять выполненную работу в форме таблицы, делать вывод о связи свойств горных пород и минералов с происхождением, приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.

Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, карточки подсказки.

Тип урока: исследование.

Ход урока

І. Организационный момент.

И прежде чем начать урок хочу сказать:

“Вас видеть рада я. Глядеть в смышленые глаза ведь для меня награда”

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Сегодня на уроке мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы лучше узнать их свойства, сходства и различия. Знания о горных породах нам пригодятся на уроках географии при изучении тем: литосфера и рельеф, полезные ископаемые в 7, 8, 9-х классах.

Наша жизнь невозможна без полезных ископаемых. Присмотритесь внимательно, эти скромные друзья окружают нас всюду. Совершим прогулку: в квартире- начинается день с утреннего туалета. Что представляет собой зубная паста? Тонко измельченную горную породу- мел- с примесью ароматических и лекарственных веществ. Из чего сделаны фарфоровые чашки? Из особого сорта глины- каолина. Стаканы?- из кварца, полевого шпата. Вы пришли в школу. У доски лежит мел, на партах учебники и тетради. Наша классная комната отделана тоже при помощи мела, гипса, охры, продуктов переработки нефти. Само здание школы сложено из кирпича, который изготавливается из песка и глины. Попробуйте это увлекательное путешествие продолжить по дороге домой, по улице, городу.

А сегодня на уроке мы совершим экскурсию в мир камней. Изучим свойства минералов, горных пород. (Слайд №1)

ІІІ. Активизация опорных знаний.

1. Мозговой штурм (Слайд 2)(назовите лишнюю горную породу, объясните свой выбор).

А) базальт, пемза, гранит, обсидиан (гранит застывший глубинный, остальные излившиеся);
Б) гранит, базальт, известняк, глина, каменный уголь (магматические остальные осадочные);
В) гравий, галька, песок, щебень, известняк (органический остальные обломочные).

2. Составьте цепочку превращений (Слайд №3-4)

А) бурый уголь, торф, каменный уголь (торф, бурый уголь, каменный уголь);
Б) песок, гранит, гравий, песчаник ( песок, песчаник, гравий, гранит).

3. Третий лишний (Слайд 5-7)

А) гранит, базальт, известняк;
Б) гранит, базальт, нефть;
В) гранит, базальт, обсидиан (глубинный гранит остальные излившиеся).

ІV. Практическая работа (Слайд 8).

Перед началом практической работы провести инструктаж с детьми, предупредить, что горные породы нельзя брать в рот и быть осторожными при выполнении работы. На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.

В начальных классах вы знакомились свойствами горных пород. Сегодня мы продолжим изучение горных пород своей местности, но для примера выполним описание горной породы, которая не встречается в нашей местности, но имеет прямое отношение к ней. Песок и глину называют его “детьми”. Кто же этот “родитель” (гранит). Для успешного выполнения у вас на столах лежит “Карточка- подсказка” воспользуемся ей описывая гранита. Первую горную породу учитель описывает вместе с детьми. Остальные известняк, мел, поваренную соль дети описывают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 10 минут. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица. (Слайд 9)

План   Гранит Известняк Мел Поваренная соль
           
Плотная, рыхлая, сыпучая   Плотный Плотный Плотный Плотная и рыхлая
Вес   Тяжелый Средней тяжести Средней тяжести Средней тяжести
Цвет   Розовый,

серый

Белый, слабо желтоватый оттенок белый белый
Прозрачность   непрозрачный непрозрачный непрозрачный Полупрозрачная
Блеск   Металлическ

ий

Неметаллический Неметаллический Стеклянный
Твердость   Твердый Средней твердости Мягкий Твердый
Структура   Зернистая Плотная Землистая Зернистая
Происхождение   Магматическ

ая глубинная

Осадочное органическое Осадочное органическое Осадочное химическое
Если органическая: следы     Да Да Нет
Использование  

 

Для

строительства

Для строительства Для строительства Пищевая

Дети правильные ответы отмечают знаком плюс, неправильные знаком минус. Подсчитывается число правильных и неверных ответов (37 + “5”, 18+ “3”, от 19 до36+ “4”, от 1 до 17 + “2”). Выставляются оценки.

А теперь попробуем отгадать загадки (Слайд 10-17)

1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички. (газ)
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. (железная руда)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. (глина)
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение. (известняк)
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (мел)
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг. (поваренная соль)

Учитель: Все эти полезные ископаемые находятся на территории Волгоградской области. До недавнего времени считалось, что золота и алмазов в наших недрах нет. Но… из непроверенных источников известно, что перспективным на золото и алмазы считается (наберитесь терпения) Урюпинский район, у нас существует особая порода песков. Что касается алмазов, они были выявлены по данным спутниковой разведки. Не меньшее богатство представляют и песчаники, фосфориты, магниевые и калийные соли.

Опыт: как образуются осадочные горные породы.

Цель: увидеть, каким образом образуются осадочные горные породы.

Материалы: два ломтика хлеба, масло, варенье, столовый нож, тарелка.

Выполнение: Внимание! Проводить этот опыт перед завтраком. Положить ломтик хлеба на тарелку. Ножом намажем масло на хлеб. Поверх масла намазать варенье. Положить сверху второй ломтик хлеба. Съешьте бутерброд! Осторожно! Никогда не пробуйте ничего на вкус в лаборатории, пока не будите уверены в том, что находящиеся перед тобой вещества безвредны. Наш эксперимент безвреден.

Результат: мы приготовили слоистый бутерброд.

Объяснение: с течение времени слои спрессовываются вместе, образуя монолитную горную породу.

Учитель: закончить урок я хочу словами А. Твордовского:

В природе шагу не ступи,
чтоб тот час, так ли сяк,
ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг…

О чем этот отрывок стихотворения?

V. Подведение итогов урок.

Учитель: Ребята, что вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше всего понравился? За урок все учащиеся получают оценки, некоторые получают еще одну оценку за устные ответы.

VІ. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.

Спасибо за урок!