Народные мотивы на уроках композиции в ДХШ

Разделы: МХК и ИЗО


Большое значение придается на уроках изобразительного искусства знакомству учащихся с элементами календарно-обрядовой культурой славян на примере элементов обрядов, который представлял локальное явление, традиционный порядок действий, должен приблизить учащихся к пониманию значения народных ценностей, будет воспитывать особое отношение и любовь к родному краю. Использование сведений о символике древних идеограмм, окажет помощь в изучении народной культуры и расширит представления об их жизни.

Обряды были неотъемлемой частью жизни человека, который ощущал себя частью этого мира, в котором он жил и трудился. В них выполнялись определенные действия. Они сопровождались особыми песнями, драматическими действиями, хороводами. Знания передавались из поколения в поколение, сохраняя традиции их выполнения [5]. Единство обрядов отражалось в общей символике, использовании атрибутов, определенных видов пищи. Они были насыщены самобытной народной поэзией – песнями, приговорами.

На праздник весеннего равноденствия, когда день равняется с ночью, весеннее солнце светит все ярче, хозяйки дома пекли “жаворонков”. “Жавороночек, на проталинке, на завалинке, зиму провожай, лето встречай”- такой песней-веснянкой встречали весну дети. Пели с пригорков, чтобы быть ближе к небу, стараясь кричать как можно громче, чтобы весна услышала их и принесла свои богатые дары. Они выходили на открытое пространство и водили хороводы. Жаворонок птица летняя, летает высоко в небе, над жаркими полями под теплым солнцем. Его образ воплощает жаркие дни и ясное небо. Считается, что жаворонок, как и ласточка, приносит весну на своих крыльях. Прилет птиц для человека знак того, что природа оживает [5].

Учащиеся инсценируют действия обряда “закликания” весны. Это позволит провести точное воспроизведение и оживить течение урока. Они выстраиваются в круг, в руках держат печенье-жаворонки. Двое учащихся из группы держат в руках ленты и бумажные облака – изображают перед группой учеников весенние ручьи под первыми облаками. Вместе поднимают руки вверх и зовут весну хором: “Жаваронки, жаворонки, прилетайте к нам, принесите нам весну красную, весну красную, лето теплое. Придите к нам с радостью, огромной милостью”. По выполнению “заклички” разломав печенье можно обнаружить предметы, которые будут символизировать, что ждет его обладателя в этом году, например зерно – к богатству, обнаружить, чешуйку хмеля означало к радости, а таракана означало, что его обладателя ждут сплетни [4].

Со временем значение многих символов было утрачено. По воззрениям древних славян, знаки – символы, размещенные на определенных частях одежды, могли предохранять человека от враждебных сил природы и способствуют благополучному течению жизни. Теперь элементы вышивки, росписи кажутся просто доброжелательными мотивами. Одежда потеряла свое одно из главных значений охрану телесных границ от вторжения враждебных сил. Ведь рубаха была подобна второй коже, ей придавали значение защиты [2].

Вышивка по вороту и подолу рубахи, и на рукавах воспринималось как оберег. Основной рисунок вышивки были солярные знаки, их изображение приобрело в течение времени сакральное значение [6].

Культ солнца – светила известен уже у земледельцев энеолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем он медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному темному миру, чтобы утром явиться на небосклоне. По общеславянским представлениям светило дня обитает на востоке вечного лета и плодородия. Оттуда разносится весна по всей земле; там высится его золотой дворец, выезжает оно поутру на своей светозарной колеснице, запряжённое белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду. Его представляли молодым и красивым юношей, царь-солнце живёт в солнечном царстве, сидит на золототканом пурпуровом престоле, а подле него две девы – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Служат ему семь вестников-звёзд, при нём дядя его – старый месяц. К солнцу обращались – “Светлое и тресветлое солнце. Всем тепло и красное си” [1].

У всех народов солнце почиталось одним из важных божеств, с ним связаны представления о тепле и свете, оживление и преображение природы, что делало его символом бессмертия. В древности славяне считали солнце ликом или оком бога, или оконцем через которое бог смотрит на землю, наблюдая за людьми. При восходе и заходе солнца крестьяне снимали шапки, крестились и кланялись на “солнышко”, на него молились, находясь вне дома, под открытым небом. К солнечному диску запрещалось становиться спиной даже вовремя работы в поле. Существует негласное правило, после захода солнца ничего не выносят из дома, чтобы не ушел достаток из дома. Считается, что на Пасху и некоторые другие праздники восходящее солнце играет – переливается разными цветами, а на Ивана Купалу – купается в воде [8].

Существует немало примет связанных с солнечным диском: “Солнце с красной зарей заходит к ветру. Укороченные и редкие лучи при закате и восходе – к дождю. Светится облако на небе, перед восходом солнца будет хороший день. Солнечный диск восходит в тумане – к дождю”.

Круг представляет собой идеальную защитную форму, замкнутую линию, которая лишена разрывов, основной идеей вышивки или росписи были вариации солярных знаков, ромб считался идеограммой земли, существовало множество его вариаций [9]. Для Черноземья характерный цвет в вышивки черный. Все это продолжает идею о произрастании на земле, на плодоносящем черноземе.

Ритм как понятие применимо на уроках композиции. Ритм можно наблюдать в природе: ряд деревьев, вереница облаков, стайка птиц или шум прибоя, биение сердца. Ритм – равномерное чередование повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом. Небольшие промежутки называются интервалами, а музыке паузами. В звучаниях песен, закличках также слышится равномерное чередование слов или музыкальных напевов: “Летел кулик из-за моря, принес кулик девять замков. Кулик, кулик - замыкай зиму, замыкай зиму отпирай весну, лето теплое” - так звучит весенняя закличка в устах детей зовущих теплую весну [4].

В течение занятия выполняется практическая работа на формате А4 (2 часа), на основе повтора и вариации идеограмм земли и солнца. Предварительно были выполнены зарисовки элементов вышивки, учащиеся ознакомлены с разнообразием мотивов для накопления визуального и иллюстративного материала. Ритмически повторяющиеся предложенные комбинации геометрических фигур, на примере заданной формы, имеют сакральное значение и утилитарную функцию.

Материалы и инструменты: краска, кисти, фломастеры, перо, тушь. На доске выполняется предварительная схема с объяснением значением идеограмм на примере солярных знаков.

После выполнения задания проводится коллективное обсуждение выполненной работы, на примере “Портрет Весны” анализируя выбранный порядок изображения идеограмм, где в изображении преобладают солярные знаки и идеограммы вариантов изображения земли и растительности.

Знакомство с обрядом закрепит понятия ритм на примере вышивки, росписи предметов быта славян, проведение обряда “закликания весны” окажет влияние на личность ребенка как носителя народных традиций, познакомит с особенностями проведения древних весенних обрядов, в которых участвовали дети. Воссоздание образов прошлого на основе символики обогатит и расширит представление о мире.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М.: Эксмо, 2007.- 608 с.: ил.

2. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси: Методическое пособие для учителей гуманитарных дисциплин средней школы. – СПб: “Детство-Пресс”, 2002. – 40 с., 16 цв. ил.

3. Веретенников И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края: - Издательский дом “В. Шаповалова”, Белгород, 2000. – 186 с.

4. Изобразительное искусство и художественный труд: 5–8-е кл.: Кн. для учителя/ Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение. – АО “Учеб. лит.”, 1995. – 272 с.: ил.

5. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001.- 216 с.

6. Мировая художественная культура. 7–8-е классы. Культура древних славян (дохристианский период). Составитель Мишин В.Н. -176 с.

7. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв.: Учебное пособие – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 1997. – 336 с.:

8. Символы. Знаки / ред группа: Т.Кашина, Т. Елисеева и др. – М.:" Мир Энциклопедии Аванта+", 2007. – 184 с.: ил.

9. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Изд. 2-е, измен и доп. – М.: ИКТ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005. – 152 с.: