Декабристы на Кубани. М.Ю. Лермонтов на Кубани

Разделы: История и обществознание


Цель урока: создать у школьников яркий впечатляющий образ страниц истории «малой Родины»; способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к истории родного края.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование знаний, познавательного интереса к истории Кубани;
  • показать связь событий и явлений (Россия и Кубань).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории «малой Родины»;
  • формирование национального самосознания.

Развивающие:

  • развивать образную речь учащихся на основе сюжетного рассказа с привлечением исторических и литературных источников;
  • формировать у школьников навыки самостоятельной поисковой и творческой работы при изучении истории края.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, м/м презентация.
  2. Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения. Под редакцией профессора В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003, с.97-108;
  3. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. В.Н. Ратушняк. Краснодар, 2000, глава IV, п.3;
  4. Новая история Кубани. Б.А. Трехбратов. Краснодар, 2001, глава 5;
  5. М.Ю. Лермонтов в Тамани. Из серии памятные места России. Москва, 2000;
  6. Историческая карта «Россия в первой половине XIX века»;
  7. Атлас «История Кубани»;
  8. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Глава «Тамань ».

Подготовительный этап урока: учитель готовит группы помощников. Это могут быть члены кружка, ребята, посещающие факультативные занятия, учащиеся, увлекающиеся историей. Заранее педагог проводит с ними консультации.

Урок проводится в форме заочной экскурсии по экспозиции музея им. М.Ю. Лермонтова в Тамани.

Цели задачи консультации: составление списка экскурсионных объектов, памятки по характеристике объекта, маршруты следования, разработка творческих заданий.

Групповая работа:

  • Группа №1: экскурсоводы (разработка экскурсии по экспозиции музея).
  • Группа №2: путешественники (разработка маршрута следования М.Ю. Лермонтова по Кавказу и места пребывания декабристов).
  • Группа №3: знатоки истории (разработка вопросов викторины).

Ход урока

Слайд 1.

Вводное слово учителя

Таманская земля знаменита своим славным прошлым. Действительно, трудно найти еще более благословенный уголок, где прекрасный теплый климат сочетается с разнообразной богатой природой. Здесь седая древность тесно переплетается с сегодняшним днем. Тамань богата памятниками старины. Обратимся к карте и полистаем страницы истории (работа с настенной исторической картой или презентация слайд 2).

Вопросы учащимся:

  1. Какое царство существовало на Таманской земле в VI в. до н.э. ? (Боспорское).
  2. Какое княжество образовалось здесь в конце X – начале XII вв.? (Тмутараканское)
  3. В каком году Тамань вошла в состав России? (1774)
  4. В каком году черноморские казаки основали станицу Таманскую? (1792)
    В 1989 году в станице Тамань открыт музей с редчайшими археологическими памятниками. С Таманью связано имя великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
  5. Знаете ли вы, ребята, какое произведение В.Г. Белинский назвал «жемчужиной русской прозы»? (повесть «Тамань»).

Итак, начинаем нашу экскурсию. Путешествовать по экспозиции музея нам будут помогать помощники – экскурсоводы. Слушайте внимательно и вы узнаете, какая загадочная история приключилась с поэтом в Таманском городке.

Вниманию ребят предлагается экспозиция: «М.Ю. Лермонтов в Тамани».

Помощники – экскурсоводы начинают экскурсию.

Волны бегут чередой, бьются о высокий берег и скатываются в море. Луна поглядывает из-за туч, освещая залив, глинистый мыс и стоящее на нем подворье: хату, старую рыбацкую лодку, сети и каменный забор с калиткой. Ночь … На подворье - ни души… Здесь живут воспоминания былого…

Справа от калитки – мемориальная доска: «Дом – музей в память пребывания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Тамани в сентябре 1837 года». А рядом, у спуска к морю – памятник: поэт застыл в бронзе, взгляд его устремлен на север, туда, где Родина, друзья и милая бабушка… (демонстрация 1,2,3,и 4 репродукции или презентация слайд 3).

1837 год, 27 января. У Черной речки смертельно ранен А.С. Пушкин. Лермонтов пишет «Смерть поэта». Далее следует резолюция НиколаяI: «Корнета Лермонтова за сочинение … стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк», т.е. на Кавказ. Он выезжает в «действующий отряд» на правый фланг Кавказской кордонной линии, в Геленджик. Путь туда лежит через Тамань. (Слайд 4)

«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть- чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью, после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря… »

«Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывается морской ветер».

В 1987 году Тамань посетил краевед из Екатеринодара Е.Д. Фелицын. Ему удалось найти подворье Федора Мисника. Описываемая в повести хата была еще цела. Фелицын зарисовал и обмерил ее: - 7 шагов ширины и 16 длины, крытая камышом (репродукция 5 или презентация слайд 5).

Вот куда забросила судьба корнета Лермонтова с гранитных берегов Невы от светских салонов, Александрийского театра, от железно дороги… В Тамани поэт пробыл 3-4 дня. Именно здесь с ним приключилась странная история (экскурсовод рассказывает случай встречи поэта с контрабандистами и желание последних утопить невольного свидетеля).

Комендант крепости полковник П.Я. Посыпкин отметил ему подорожную и сообщил новость – в Геленджик ехать нет надобности, осеннюю экспедицию против горцев отменили. Ему, корнету Лермонтову, следует возвращаться в укрепление Ольгинское.

Вторая группа помощниковпутешественники представляют маршрут следования поэта по Кавказу и места встречи его с декабристами (в ходе продолжения сюжетного рассказа экскурсоводов).

И снова дорога…

В сентябре 1938 г. Лермонтов приехал в Ольгинское укрепление, где получил предписание отправиться в свой полк и подорожную до Тифлиса. В Тифлис надо было ехать через Ставрополь, куда поэт попал в начале октября. Туда же прибыли декабристы М.М. Нарышкин, А.И. Одоевский, М.А. Назимов. От своего родственника А.И. Петрова, начальника штаба Кавказской линии, Лермонтов узнал, что в городе декабристы, что здесь Одоевский. Внутренняя связь Лермонтова с Одоевским была давней. Лермонтов знал не только его ответ Пушкину на послание «В Сибирь». Еще раньше, в Москве читал в «Литературной газете» его стихотворение «Пленник». И вот теперь Лермонтов мог увидеть того, кто был ему близок столько лет…

Приехавшие декабристы уже слышали имя молодого поэта и знали стихи, за которые он был сослан, но просили его самого прочитать их. (Можно озвучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Памяти поэта»).

Лермонтов и Одоевский из Ставрополя поехали вместе, в один и тот же полк. Дорога сближает. Справа сиял Кавказ, слева шумел Терек. Разговорам поэтов не было конца. И не было конца молчанию … и стихам! (Слайд 6)

… Он сохранил и блик лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную …
(М.Ю. Лермонтов «Памяти Одоевского»)

(обратить внимание на портрет М.Ю. Лермонтова, стр. 107. Родная Кубань. Станицы истории. Краснодар, 2003).

Сведений о второй поездке поэта в наш край еще меньше.. Известно, что весной 1840г. он был откомандирован в Тенгинский полк, стоявший в начале ст. Ивановской, а затем в Анапе.

Своеобразный поэтический портрет Кубани, включивший в себя все, что составляет само понятие «Кубань», создан Лермонтовым в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского. (далее следует обратить внимание учащихся на отрывок из стихотворения «Памяти Одоевского», стр. 108. Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар, 2003). (Слайд 7.)

Вот она наша Кубань, какой видел ее Лермонтов: бескрайняя степь, серебряные горы и загадочный говор моря. И это все «судьба соединила так чудесно».

Подвести итоги путешествия нам помогут участники 3-ей группы помощников, знатоки истории. Они предлагают викторину «Странички истории Кубани».

            Вопросы викторины:

  1. Где расположен дом – музей в память пребывания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кубани? (Тамань)
  2. В каком звании находился поэт, направленный Николаем I, служить на Кавказ? (корнет)
  3. Причины ссылки Лермонтова на Кавказ? (Стихотворение «Смерть поэта»)
  4. Куда был направлен М.Ю. Лермонтов для прохождения службы? (Геленджик)
  5. Назовите имя кубанского краеведа, который занимался исследованием пребывания Лермонтова в Тамани (Е.Д. Фелицын)
  6. Укажите имя поэта – декабриста, с которым Лермонтов встречался на Кавказе (Одоевский).
  7. Назовите места пребывания декабристов на Кубани и Черноморье (Екатеринодар, Тамань, Анапа, Геленджик, Абинск и т.д.)