Открытый урок по математике "Взаимно-обратные действия: умножение и деление", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Выяснить, являются ли взаимно-обратными действиями умножение и деление;
  2. Формировать умения решать текстовые задачи, развивать логическое мышление, внимание, навыки устного счёта;
  3. Воспитывать интерес к предмету, повышать познавательный интерес.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация (Приложение 1.);
  • Учебное издание “Планета знаний”. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. “Математика”. Учебник для 3 класса (1-4).
  • Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой. “Математика”.

Приложение 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, садитесь. Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.

-Руки? – На месте.
-Ноги? – На месте.
- Локти? – У края.
-Спина? – Прямая!

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте это число. (23=)

Сколько цифр использовано для записи. Как называются такие числа? Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых. 1 в. – составьте и запишите двузначное число, используя только цифру 2, 2 в. – используя только цифру 3. Минутка чистописания

3. Устный счёт. Работа в паре.

(Ответы записываются детьми в паре на листочках.)

Игра “Заполни окошки”.

- Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, который выдерживает мост, - 100 кг. По мосту навстречу друг другу идут 2-е мужчин. Вес первого – 75 кг, а вес 2-го – 85 кг. Дойдут ли они до половины моста? ( Нет, мост сломается, т.к., вес 2-х мужчин 160 кг).

Задание на внимание. На уроках необходимо быть очень внимательными. Потренируемся в этом. Постройте глазами прямоугольник, квадрат, проведите глазами по периметру доски, “напишите” головой слово умножение, деление.

Геометрический материал.

-Ребята, сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?

-Оцените свою работу в ходе устного счета:

Л. – легко
И. – интересно
Т. – трудно

Решение задач.

  1. Сима и Дима поспорили, кто из них дольше может кричать. Дима кричал целых 3 мин., но это на 5 мин. меньше, чем кричала Сима. Сколько минут кричала Сима?
  2. Сима на уроках физкультуры получила 4 пятерки, но это в 3 раза меньше, чем получил Дима. Сколько пятерок получил Дима?
  3. В воскресенье Маша позвонила Паше 16 раз, а Паша Маше – в 2 раза больше. Сколько раз Паша дозвонился до Маши, если учесть, что половина всех звонков раздалась не в квартире Маши, а у соседей?

4. Объявление темы урока.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны? А, когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?

С учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при достижении целей своих исследований. Чтобы добиться целей и выйти достойно из таких ситуаций, потребуется ваше внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность.

- Какие же цели поставим, исходя из темы:

1. что будем исследовать…

2. что нового узнаем…

3. что повторим…

Верно, ваши цели совпали с моими.

5. Работа над темой.

- Таким образом, мы выполним задания по данной теме и проведем математическое исследование, цель которого, узнать, какие еще взаимно-обратные действия есть в математике.

- Вспомните, с какими взаимно-обратными действиями вы познакомились на прошлом уроке? Стр. 74-75 учебника № 1 рассмотрите устно. Чем похожи эти примеры?

Как называются числа при умножении? Что является неизвестным в этих примерах?

Что нужно сделать, чтобы найти неизвестный множитель? Какое действие выполним?

Дети делают вывод: обратное действие умножению – это деление и наоборот.

6. Первичное закрепление.

- Ребята, рассмотрите № 2 и № 3 (с.74)

- Какие фигуры изображены?

- Назовите одним словом. (Прямоугольники)

- Докажите, что это прямоугольники.

- Что нужно вычислить? (Площади прямоугольников)

- Все ли известно для этого? (Да)

- С помощью какого действия найдете их площади?

- Вспомните правило нахождения площади, формулу.

- Запишите решение и ответ по рядам: 1 ряд – синего прямоугольника, 2 – оранжевого прямоугольника, 3- желтого прямоугольника.

- Ребята, проверим правильность выполнения этого задания.

- А теперь исследуем фигуры из № 3.

- Что известно у следующих геометрических фигур? Что нужно найти? Как же узнать длину второй стороны фигуры, если известна ее площадь и длина одной стороны? Сформулируйте правило. Какое действие выполним, чтобы найти длину второй стороны?

Решение задачи.

(№ 5 стр. 74)

-Я считаю, что ученые могут быстро и правильно решать задачи разной сложности.

Следует ли нам брать с них пример и также справляться с решением задач?

Таким образом, я предполагаю, что мы достойно справимся с решением задачи № 5 стр. 74 учебника и проверим мое предположение.

-Прочитайте внимательно шепотом условие задачи.

Ученик еще раз читает условие задачи с выделением данных.

-О ком говорится в задаче?

-Что показывает число 8?

-Что еще известно в задаче?

-Что надо узнать? Прочитайте главный вопрос задачи.

-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Какая особенность у задачи?

-Что мы сначала будем узнавать?

-А потом сможете найти ответ задачи?

(Краткая запись - на слайде. См. Приложение 1.)

- Ребята, рассмотрите краткую запись и дополните её.

- Повторите условие задачи по краткой записи. Замечательно.

- Решайте задачу самостоятельно.

(За доской задачу решает ученик.)

- Ребята, проверим правильность решения задачи:

-Как вы узнали, сколько щупалец у медузы?

-Как узнали, у кого их меньше и во сколько раз?

-Прочитайте ответ задачи. У остальных получилось также? Молодцы!

-Значит мое предположение о том, что вы умеете решать разные задачи, подтвердилось.

-Оцените свою работу в ходе решения задачи.

Л. – легко
И. – интересно
Т. – трудно

-После проделанной работы всем необходим отдых. Великие ученые тоже нуждаются в отдыхе. Вы много работали, пришла пора отдохнуть.

Физкультминутка.

7. Закрепление.

-Ребята, как вы думаете, ученые берегут время или могут позволить себе, например, просто “убивать время”? Как вы понимаете значение фразеологизма “убивать время”?

(“Убивать время” - т.е., проводить его без пользы).

-А 1 минута – это много или мало? Дело в том, что каждую минуту в нашей стране производят 13 телевизоров. 11 холодильников, 1560 пар обуви, 77 часов, 3 автомашины – подсчитали ученые. Вот и мы за оставшееся время постараемся сделать как можно больше заданий.

1. Индивидуально с учителем работает у компьютера 1ученик, выполняет арифметический диктант (на слайде - См. Приложение 1.)

2. 3-е ребят работают у доски по карточкам.

Реши примеры:

60-7*7= 100- 7*6=

38+4*8= 100- 42:7=

91-9*9= 16+36:9=

3. Cамостоятельная работа – дифференцированные задания (для остальных учащихся)

-Найдите №8 стр. 75. Сейчас вы будете решать примеры по уровням сложности. Примеры под буквой а) – это 1 уровень, легкий, а примеры под буквами б) и в) – это примеры 2-го уровня, более сложного. Определитесь с примерами, которые, как вы считаете, соответствуют вашим возможностям. Поднимите руки, кто выбрал 1-ый уровень, а теперь те, кто выбрал 2-ой уровень. Отлично, решайте в тетрадях.

- Ребята, проверим выполненное вами задание.

Самооценка.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием. Выбирает капитана. Начинает работу.

  1. Какое слово зашифровано?

КА

Т

2. Как разделить число 188 на две равные части так, чтобы в каждой получилось 100?

- Ребята, проверим выполненное вами задание и определим,

какая группа справилась правильно и быстро.

- Молодцы!

Работа в группах.

- Осталось у нас последнее задание - №9.

Это интеллектуальный марафон - задание повышенной сложности.

Работать вам, ребята, необходимо в паре.

Последовательность описанных в задаче действий дети изображают в виде цепочки:

40*2 --- 80 --- 80*3 --- 240 --- 240:2 --- 120

(Ребята делают вывод: число очков увеличилось)

8. Подведение итогов.

-С какой темой познакомились?

-Какие взаимно-обратные действия знаете?

-Где вам понадобятся знания о таких действиях?

-Оцените урок: было легко, интересно, трудно.

-Вывод: в роли ученых интересно быть, т.к., они умеют многое, а вы будете дальше учиться, чтобы узнавать много нового и интересного.

9. Домашнее задание (инструктаж).

№ 3 стр. 43 – рабочая тетрадь, №6 стр. 74 или №7 стр.75 - учебник (1 задание на выбор).

Запишите в дневники.

Урок окончен. Всем спасибо.