Интегрированный урок русского языка и литературы. 2-й класс. Тема: "Красив тот, кто красиво поступает"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема:

Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).

Литература:

  1. С. Махотин “Жук”.
  2. Э.Шим “Брат и младшая сестра”.

Цели.

1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.

2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.

3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.

4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.

Ход урока

1 урок.

1.Организация класса.

1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.

1.2.Оформление тетрадей.

(Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).

2.Сообщение темы.

  • Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:

“Красив тот, кто красиво поступает”.

  • На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
  • Посмотрите, что главное на уроке.

2.1.Главное на уроке.

1.Уметь находить и распознавать имена существительные.

2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.

3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.

4.Учиться читать выразительно целыми словами.

2.2.Минутка чистописания.

  • Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
  • Произнесем слово, назовем первый звук.
  • Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
  • На кого похожа буква? (На жука).
  • Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).

3.Работа над темой урока.

3.1.Закрепление знаний об И.С.

  • Расскажите все о слове “жук”, используя таблицу рассуждения:
  • Верно ли я скажу, что к неодушевленным И.С. относятся все, кроме людей, животных, насекомых, птиц?
  • Приведите свои примеры И.С.

3.2.Работа над стихотворением

С.Махотина “Жук”.

Первичное чтение учителем.

  • Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
  • Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
  1. Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
  • Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
  1. Выборочное чтение.
  • Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
  • Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?

(Запись на доске.)

Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).

!Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).

!Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).

Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).

4.Физ. минутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.

5. Продолжение работы над темой урока.

5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).

5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.

5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:

Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.

5.5. Теория.

- При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.

2 урок

1.Организация класса.

  • Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
  • Расскажите все о слове “лес”, используя таблицу рассуждения.
  • Приведите свои примеры.

2.Продолжение темы урока.

2.1. Игра “Воображения”.

Лето, лето,

Ай, да лето!

Лето красное идет

И подарки несет! (картинка о лете)

  • Представьте себе, что вы находитесь летом в роще или в лесу. Идете по лесной тропинке, а вас окружают деревья, вы слышите их шелест листьев, как будто они вас приветствуют и приглашают в гости.
  • Какие деревья встретились на вашем пути?

2.2. С.10, упр. 7.

а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.

  • О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
  • Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
  • Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
  • Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
  • Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
  • Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.

б) Идем дальше… А в лесу такое разноголосье птиц …

  • Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
  • Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).

Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.

Птицей я слыву бессонной
Все ловлю мышей… Я одна
Сберегла за лето
Тонну золотистого зерна. (Сова).
Строить гнезда не люблю я…
И как с юга прилечу,
То не раскрывая клюва
Громче всех в лесу кричу. (Кукушка).
Пробудившись ранней ранью
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню,
Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
Про какую птицу говорят:
“Играет на волшебной дудочке”? (Соловей).
(Картинка соловей).

  • Почему так говорят?

2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А. Зотова “Лесная мозаика”).

  • Так почему говорят про соловья, что он играет на волшебной дудочке?

2.4. С. 11, упр. 8.

  • Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
  • Какие слова подчеркнули? Почему?

2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:

  • соловей
  • соловушка
  • соловейчик
  • соловейко
  • соловьенок
  • соловьиная
  • Докажите, что данные слова родственники.
  • Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная). Докажите.

3.Физ. минутка.

Ваня шел, шел, шел.

Белый гриб нашел.

Раз- грибок, два- грибок,

Положил он в кузовок.

4.Чтение нового произведения. (С.11-12).

4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!

  • Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
  • Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.

4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.

  • Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
  • Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
  • Можно ли назвать его поступок красивым?
  • Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.

4.3.Повторное чтение с заданием:

  • Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
  • У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
  • Помогаете ли вы им? В чем и как?
  • Значит, вы как поступаете? Почему?
  1. Словарная работа.
  • С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
  • Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).

Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.

Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.

Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.

  • Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
  • Такие слова в русском языке называются синонимами.
  1. Резерв. С. 13, упр.10.
  • Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
  • Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.

(Анализ слов при проверке).

7.Домашнее задание.

Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).

Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.

8.Итог урока.

  • Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
  • У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
  • Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?