Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 8


Цели:

  1. Обобщить знания детей об определении.
  2. Выработать навык разграничения согласованных и несогласованных определений.
  3. Выявить значение определений в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.
  4. Развивать речь, память, умение восстанавливать причинно-следственные связи.
  5. Воспитывать интерес к литературе, любовь к языку, языковое чутье.
  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Объяснение нового материала.

- На прошлом уроке мы с вами выяснили, что исповедь Мцыри, скорее всего, является проповедью.

- Что же проповедует Мцыри? Что защищает? Что отвергает?

Ответ учащихся:

“Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил………”

Дети делают вывод о том, что для Мцыри значило “жить” - любить, ненавидеть, наслаждаться красотой и гармонией природы.

- На доске вы видите небольшой отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (читаю)

- Описанию чего он посвящен? (Это Божий сад)

Доска:

Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов…
(11 глава)

-Вы записываете этот текст и подчеркиваете все определения

-На какие вопросы они отвечают? (какой? Каких?)

-Чем выражены? (прилагательными)

-Определите, каким способом связи соединяются эти слова с главными? (Божий сад-согласование и т.д.)

-Определения, связанные с существительными способом согласования, называются согласованными определениями.

-Найдите мне, пожалуйста, в 11 главе согласованные определения. (Дети отвечают)

-Для чего их использует М.Ю. Лермонтов? (поясняет подлежащее и другие члены предложения; украшает слог).

-Прочитайте начало главы, опуская все определения.

-Что теряется? (стройность речи, красота).

-Для чего же служит определение в тексте? Как называется такой художественный прием?

Ответы учащихся.

- Эпитет – красочное определение.

- Эпитеты выделяют свойства, качества, признаки предметов.

- Записываем под диктовку, какое же впечатление произвели на Мцыри “Божий сад” и встреча с “прекрасной грузинкой”:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут (глава 13).

-Подчеркните главные члены предложения.

-Что говорится о воспоминаниях? Какие они? (тех минут)

-Подчеркиваем это определение, оно очень необычное.

-Чем оно выражено? (местоимением и существительным).

-Какая связь в этом словосочетании “воспоминанья минут”? (управление).

-Какой еще вопрос можно поставить к слову “минут”? Какое добавочное значение имеет это определение? (воспоминания (чего?) минут, это дополнение).

-Итак, несогласованное определение – это определение, которое связывается с существительным способом управления или примыкания; обычно имеет добавочное значение дополнения или обстоятельства.

3. Закрепление нового материала.

-В учебнике русского языка читаем правило.

-Какие определения называются согласованными?

-Какие несогласованными?

-Приведите примеры.

-Перед Вами иллюстрация Константинова. Постарайтесь с помощью согласованных и несогласованных определений описать этот день из жизни Мцыри.

Ответы учащихся.

Дети стараются составить рассказ по картине, используя словосочетания:

страшная гроза, яркая молния, сильный ветер; Мцыри сильный, стремительный, кричащий; ночь в степи, ливень без остановки.

  1. Работа по вариантам.
  2. - Первый вариант выписывает согласованные определения из 13-ой главы (Первые пять), а второй вариант выписывает из 22-ой главы (в начальной форме).

    1-й вариант:

    2-й вариант:

    узкая тропа

    безжалостный день

    изгибы длинные

    иссохший лист

    летние жары

    венец терновый

    тень золотая

    белые скалы

    думы пылкие

    мир Божий

    прохладная мгла

    глухое оцепенение

    дружная чета

    тяжелый сон

    - Скажите, пожалуйста, какой тип связи в этих словосочетаниях? (согласования).

    - Как отражает нам М.Ю. Лермонтов состояние Мцыри в 13-й главе? В 22-й главе? (мы видим любовь, тоску, печаль; жажду, страдания).

    - С помощью чего М.Ю. Лермонтов изображает главного героя? (с помощью согласованных и несогласованных определений).

    - Попробуйте из данных несогласованных определений сделать согласованные.

    Доска:

    Язык без звука – беззвучный язык.
    День без жалости – безжалостный день.

    - А теперь наоборот:

    Туманный лес – лес в тумане.
    Ребячий лепет – лепет ребят.

    - Какой тип связи в этих словосочетаниях? (в согласованных определениях – согласование, в несогласованных – управление).

  3. Вывод, обобщение.

- Какие определения называются согласованными?

- Какие определения называются несогласованными?

- Для чего использует М.Ю. Лермонтов определения в своей поэме? (определения помогают выделить свойства и качества предмета;

создают образ главного героя, его состояние, его чувства;

передают отношение автора;

помогают создать определенное настроение).

6. Подведение итогов работы учащихся.