Конспект урока по русскому языку в 3-м классе на тему "Определение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить уч-ся с новым второстепенным членом предложения: определением, с его ролью в предложении;
  • развивать умение находить определение в предложениях с помощью вопроса, выделять его графически;
  • развивать умение распознавать главные и изученные второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;
  • развивать память, внимание, устную речь, мышление учащихся;
  • развивать умение детей самостоятельно определять тему и цели урока;
  • учить детей обоснованному, доказательному и аргументированному ответу;
  • развивать умение работать в парах;
  • воспитывать культуру труда, взаимопомощь, навыки самостоятельной работы;
  • развивать творческие способности, кругозор;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1.Этап мотивации. (3 мин.) Для установления контакта с уч-ся, положительного настроения учитель предлагает прослушать стихотворение.

- Это стихотворение написал ученик нашей школы Вермишов Данила из 4 класса. В конкурсе на лучшее стихотворение он занял первое место. ( учитель не называет название стихотворения)

“Осеннее настроение”.
Пролетело лето,
Наступила осень,
И с деревьев падает
Желтая листва.

Позади остались
Дни каникул звонкие.
Шум прибоя тихий,
Летняя гроза.

Я брожу по лесу.
Вспоминаю лето.
Обнимает душу
Светлая тоска…

Но на сером фоне
Среди голых веток
Кисть рябины красная
Радует глаза.

- Понравилось вам стихотворение? Чтобы настроение было у вас во время урока было приподнятое и хорошее, я принесла вам этот букет.( учитель ставит на стол вазу с букетом листьев).

2. Минутка чистописания. (3 мин.) - О чем стихотворение? (об осени). Какой первый звук слышим в слове осень? Определите тему чистописания ( буква о).

На доске вывешивается образец буквы. Дети пишут одну заглавную и одну строчную букву,

Затем детям предлагается закономерность: Оо Ооо … ( закономерность определяется самостоятельно). – Кто догадался, как вы дальше будете писать? Дети дописывают строчку до конца.

- Посмотрите, понадобиться эта буква в работе над словарными словами?

3. Словарь. (4 мин.) На доске карточки:

п..тух м.дведь за..ц л..сица к..рова с..рока

Сформулируйте задание самостоятельно.( вставить пропущенные буквы, записать слова в тетради). Слова запишите в столбик.

Проверьте, правильно ли вы написали слова.(учитель переворачивает карточки).

- На какие группы можно разделить слова? (дикие и домашние, двухсложные и трехсложные, в которые вставляли букву о и вставляли другие гласные).

Пользуясь образцом, сформулируйте и выполните задание:

Сущ. – прил.

Петух – петушиный

Медведь -…

Заяц -…

Лисица - …

Корова - …

Сорока - …

- Какие слова записали справа? (прилагательные). Что они обозначают? Вспомните на какие вопросы еще отвечают слова , обозначающие признак предмета? Чтобы не забыть я вам повешу табличку.

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

 - Что еще можете сказать об этих словах? (в некоторых пишем разделительный ь знак).

4. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-6 мин.) Запишем 1 предложение из стихотворения, с которого я начала урок. Учитель диктует:

С деревьев падает желтая листва. (на доске работают 2 ученика).

- Разберите по членам предложения. Работа проходит в парах. Как мы разбираем предложение? На доске памятка, как производить разбор предложения:

найди

главные члены

предложения

 

задай вопросы к

второстепенным членам предложения

 

Где? Куда? Когда ?Откуда?

Почему? Зачем? Как?

Обстоятельство

- Проверка у доски. Назовите основу грамматическую основу предложения, второстепенные члены. Ко всем второстепенным членам смогли поставить вопросы? Возникло ли у вас затруднение? Где?

5. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

Дети пытаются зафиксировать затруднение. ( Ответы детей могут быть различными. Одни смогли задать вопрос, но не знают, как выделить графически новый второстепенный член. Другие не могут задать к нему вопрос. Третьи вообще не смогли выполнить задание).

Ответы детей выслушиваются учителем. - Почему возникло затруднение? (Мы не знакомы с новым второстепенным членом предложения).

6. Определение цели урока. (2-3 мин). Попробуйте самостоятельно определить, что вы будете делать сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым второстепенным членом предложения, который отвечает на вопрос какая? и обозначает признак предмета, научиться его находить в предложении и подчеркивать. К трем табличкам добавляется четвертая.

Цели урока:

1. Научиться находить новый второстепенный член предложения

2. тренироваться разбирать предложения с новым второстепенным членом предложения

7.Определение темы урока.

Попробуйте отгадать, как он называется:

Начинается слово с той буквы, которую мы писали на чистописании, дальше присоедините первый слог от слова “прекрасный”, а конец слова- это название действия, обратное действию умножения в математике.

- Какое слово у вас получилось? На доске появляется табличка с названием темы урока:

Определение

 

- Подумайте, чему вы должны сегодня на уроке научиться? Сформулируйте цели.

На доске появляется ещё одна табличка.

Цели урока:

1. Научиться находить новый второстепенный член предложения: определение.

2. тренироваться разбирать предложения с новым второстепенным членом предложения: определением.

- Осталось выяснить на какие еще вопросы отвечают определения.

- Найдите ответ в учебнике на с. 79. Пользуясь учебником, расскажите, что такое определение. Появляется новая табличка.

Какой? Какая ?

Какое? Какие?

Чей?Чья?Чье?Чьи?

Признак предмета

определение

- Закончите работу над предложением.

8. Физ. минутка. (1 мин.) Надо немного отдохнуть. Повторяйте за мной:

Вот под елочкой зеленой,

Скачут весело сороки.(прыгают)

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали,(машут руками)

Только к ночи умолкают, .(садятся за парты)

Вместе с нами засыпают.(закрывают глаза, голову кладут на парту)

9. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи. (7-8 мин.)

- Что же делают наши звери? Сорока принесла вам, ребята, телеграмму из леса. Давайте прочитаем , что там написано. (на доске изображение сороки).

Телеграмма

Косолапый медведь уютно устроится в берлоге. Беличьи запасы спрятаны в дупле. Трусливый заяц притаился под кустом.

-Давайте разберем первое предложение на доске. Запишите его в тетради. Кто хочет пойти к доске?

Словарная работа. Объясните слово “берлога”. В словаре это слово объясняется так: берлога – зимнее убежище, в котором медведь находясь в состоянии сна, проводит холодные зимние месяцы.

- Разберите оставшиеся предложения со своим соседом по парте. Сначала 1-й ученик говорит, что он будет делать шепотом, потом другой.

Проверка. Внимательно слушайте и скажите, были ли допущены ошибки при выполнении задания.

- Назовите, какие определения вы подчеркнули в предложениях. Какие вопросы поставили? От какого главного члена предложения зависит подлежащее? Что еще можно добавить в наше правило?

Это интересно:

Послушайте, что об этом написал В. Бианки в своей книге “Лесная газета”: “В лесу все готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надежно прячется, тепло укутывается- все заботы о ней прерваны до весны. Одни зайчихи никак не могут успокоится, все не могут примирится, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков.(при необходимости можно показать иллюстрацию).

10. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (5 мин.) Вспомните какую цель мы с вами ставили? Давайте попробуйте выполнить небольшую самостоятельную работу.

Детям предлагаются карточки с заданием по вариантам.

1 вариант.

Низкие тучи плывут по небу.

2 вариант.

Последняя листва шелестит на ветках.

11.Физ. минутка. Наши листопаднички приглашают вас отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.(произвольные движения)

Зайка маленький устал,

Хочет спрятаться в кустах.(присели, голову накрыли руками)

Замер зайчик средь травы,

А теперь садимся мы.(сели за парты)

12.Включение в систему знаний. (5-7 мин).Упр. № 3 с. 80. – Какие слова помогли более точно, красочно и ярко передать красоту природы? ( если дети затрудняются, предложить выбросить из текста слова в скобках).

- Какими частями речи они выражены? Каким членом предложения являются?

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (2-3 мин).

Повторить цель урока. Я буду читать начало предложения. А вы должны продолжить.

Определение – это второстепенный …

Отвечает на вопросы …

Какой частью речи является?

Детям предлагается поднять синий кружок, если все поняли на уроке. Желтый – если остались какие-то вопросы, красный – если не поняли тему урока.

- Как вы думаете, почему у вас остались вопросы? Почему? ( выявляются причины) Что вам необходимо еще сделать? ( намечаются цели дальнейшей деятельности).

14. Домашнее задание. - Кто поднял синий кружок, тот дома выполняет № 5 с. 81.

- Кто поднял желтый или красный, выполняет № 2 с. 80.

Оборудование

- А.В. Полякова “Учебник по русскому языку для 3 класса” 2008г.

- В. Бианки “Лесная газета” 1986г.

- С.И. Ожегов “Словарь русского языка” 1990г.

- стихотворение ученика ГОУ СОШ ВАО г. Москвы № 723 Вермишова Данилы “Осеннее настроение”

- таблицы со словарными словами, с правилами и вопросами для организации объяснения нового материала

- карточки для учащихся для организации самостоятельной работы

- разноцветные кружки для этапа рефлексии