Урок литературного чтения в 4-м классе по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: обобщение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока:

  • продолжить работу над произведением Л.Н. Толстого;
  • показать идею и тему были «Кавказский пленник»;
  • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  • развивать учебные и читательские умения;
  • формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр, учить выявлять авторскую точку зрения и роль автора;
  • ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях;
  • познакомить с композиционными частями сюжета;
  • учить находить в тексте описание картин природы (пейзаж), выделять эпитеты и сравнения.

Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, рабочая тетрадь №2.

ХОД УРОКА

Эпиграф:

Любовь к Родине – национальное чувство; это понимание величия России в мире государств, любовь к большой и малой Родине, осознание, что надо не только гордиться Родиной, но и сделать что-то полезное для неё, чтобы она стала «краше, сильнее, добрее», что её защита – долг и обязанность каждого гражданина.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир замечательного писателя, гражданина своей страны Льва Николаевича Толстого. Назовите произведение, с которым мы познакомились на предыдущих уроках.

Учащиеся. Быль «Кавказский пленник».

Учитель. Что вы можете сказать об этом произведении?

Учащиеся. В произведении описаны события, которые происходили во время Кавказской войны 1817-1864 годы. В результате этой войны к России были присоединены Горный Дагестан, Северо-Западный Кавказ, Чечня.

Учитель. Что хотел сказать Л.Н.Толстой, написав это произведение? О чём мечтал?

Учащиеся. Лев Николаевич мечтал о сострадании, о поддержке друг друга людьми разных национальностей. Он сам был участником этой войны, поэтому не понаслышке знает много примеров такого единения разных народов.

Учитель. Какие чувства вы испытали во время чтения? (Это были тревога и страх за судьбу русского офицера, бежавшего из плена татар дважды).

Учитель. А кто рассказывает нам эту историю?

Учащиеся. Этот случай рассказывает сам автор, видимо эта история произошла на самом деле, поэтому он назвал её быль.

Работа с текстом по группам

Рассказать о следующих эпизодах произведения.

  1. Рассказать о том, как Жилин и Костылин попали в плен, как они вели себя в минуты опасности. Выскажите, своё отношение к поведению каждого героя.
  2. Поведение Жилина в плену, его жизнелюбивый характер.
  3. Опишите образ красного татарина, монолог хозяина о старике, «первом джигите».
  4. Рассказать о состоянии Жилина, готовящегося к побегу, что он видит вокруг, что особенно подмечает (непривычный горный пейзаж, обряд похорон, быт и обычаи горцев).
  5. Рассказать о неудачном побеге и о помощи Дины.
  6. Описание быта и жизни горцев.
  7. Поведение Жилина и Костылина в плену, их отношения. Какие чувства вызывает у вас каждый из героев? Почему?
  8. Расскажите о дружбе Жилина и Дины. Как описывает девочку автор? Как вы оцениваете её поведение?

Подведём итог

Какие же в целом герои у Л.Н. Толстого в этом произведении?
Всех своих героев автор показывает с разными характерами. Но они все друг друга дополняют. Он по-особому относится к Жилину, потому что смелые, бесстрашные люди всегда вызывают не только у нас симпатию, но и у врагов. Восхищает стремление, во что бы то ни стало исправить свои просчёты. Жилин был неравнодушным человеком, пытливым, поэтому и попадал в различные переделки.

Проверка домашней работы

– Давайте представим происходящее в произведении, как будто мы смотрим кино: кадр за кадром.
– Какие картины вы подобрали?

Учащиеся. Сначала мы видим крепость, солдат, Жилина, читающего письмо.

– Что произошло дальше?

Учащиеся. Далее видим Жилина с обозом солдат, скачущего по горной дороге впереди всех. От того что обоз идёт медленно и постоянно ломается, представляем нетерпение этого горячего русского офицера. Видим и читаем по лицу его желание и стремление ехать быстрее.

Какую картину можно представить дальше?

Учащиеся. Жилин на горе, встретился взглядом с татарами. Наверное, это одно из самых напряжённых мест рассказа. Ведь он всё-таки оставил обоз и поехал вперёд, но не один, а заручившись поддержкой другого такого же офицера, как и он. Может, только Костылин был немного осторожнее.

– Какова же развязка этого момента, покажите картину, что изобразили?

Учащиеся. Всё происходит очень быстро и мы видим скачущих татар с перевешанным поверх седла Жилиным, конечно представляя какие усилия он приложил, чтобы не попасть в плен. Возможно, в его голове пролетело огромное количество версий избежать такого поворота событий, но изменить уже ничего нельзя. В таких случаях говорят судьба. И это действительно был его крест.

Что изобразили дальше?

Учащиеся. Горный аул, татары в расписных одеждах и бредущий в колодках Жилин. Мы знаем, куда он идёт. Татары хотят получить выкуп и требуют написать письмо домой. Можно было выделить этот эпизод в целую картину и изобразить Жилина в рваной одежде, но гордого, стоящего на своём, что больше, чем 500 рублей он просить не будет, когда Костылин смиренно пишет письмо домой, указывая сумму, названную татарами. Как он, обыкновенный пленный, мог так дерзко разговаривать с татарами, которые могли его убить в любой момент. И здесь приходит на ум пословица «Лучше пропасть, чем терпеть напасть». Это первый его вызов татарам.

Как вы думаете, неужели татары не чувствовали, что за него они не получат выкупа вообще?

Учащиеся. Может быть, и чувствовали, но надеялись, а позже просто привязались к нему. Особенно Дина. Девочка волевая, смелая, ловкая, бесстрашная, помогающая близкому ей по духу человеку.

– Почему, что произошло, что изобразили?

Учащиеся. На следующей картине показаны его дела, ведь он был мастер на все руки, начиная от лепки кукол из глины, починки часов до лечения больного. Всё это он делал не для того, чтобы как-то понравиться татарам, на первый взгляд, можно так подумать, а просто от безделья. Ведь маленькое дело лучше большого безделья. Всегда время летит быстрее, если человек занят любимым делом. Дела его были мирного характера. Возможно, он за долгое время службы даже соскучился по таким делам.
– Как долго это продолжалось? Может, Жилин хотел остаться? Ведь он даже собирал какую-то траву для лечения больных татар.

Учащиеся. На следующей картине мы видим Жилина на горе, поодаль от него мальчишку, а под горой с одной стороны – речку, женщин, которые полощут бельё, конечно же – это русская сторона и где-то там крепость, а с другой стороны ещё горы и между ними аул, можно сделать вывод, что это татарская сторона.
Поэтому нельзя сказать, что он смирился или что ему нравилось жить у татар. Он осматривался, искал лазейку, высматривал путь. Подарок хозяина, вначале нож, а затем разные инструменты, он использовал для того, чтобы вырыть яму и подготовить побег.

– И когда же свершился побег? Как вели себя Жилин и Костылин?

Учащиеся. Наверное, изобразить побег сложно, особенно тревогу, беспокойство во время этого события. Поэтому мы изобразили Жилина и Костылина в истерзанной одежде, со стёртыми ногами, истерзанными, но не сломленными. Хотя Костылин готов был сдаться, но Жилин не бросил товарища в беде. Побег оказался неудачным, потому что в спешке они перепутали дорогу.

Что ждало друзей в повторном плену? Относились ли к ним также? Кто не изменил своего отношения? Какую картину изобразили дальше?

Учащиеся. Далее, на следующей картине, мы видим яму глубже прежней, представляем грязь, вонь. Гниль ран, заработанных при побеге. И лишь одно светлое пятно на этой картине – это Дина. Она по-прежнему, конечно не так часто как раньше, пытается помочь.

Удалось ли ей осуществить задуманное и помочь близкому ей по духу человеку?

Учащиеся. Да удалось. И на предпоследней картине мы видим три основных события. Ценой собственной жизни, Дина приносит Жилину шест, пытается помочь сбить колодки и во время прощания, клянётся «век» его помнить. И мы понимаем, что мир не без добрых людей. А Костылин остался сидеть и у «моря ждать погоды». Мы понимаем, что он не такой ловкий, не такой быстрый, да ещё и ноги разболелись. Но что он сделал для своего спасения и понимаем, что ничего.

– На кого хочется быть похожим? Кем восхищается автор? А как относится к Костылину?

Учащиеся. Глядя, на последнюю картину, нам хочется быть похожими конечно на Жилина, на истинно русского офицера. Мы видим как он обнимается со своими на фоне удирающих татар. Даже если бы он погиб, мы бы всё равно им восхищались. А Костылин – это предупреждение, о том что, не зная броду, не суйся в воду. Пример безразличия к своей жизни.

Разгадать кроссворд по рабочей тетради (с. 6)

Словарная работа

Доклады детей о чинаре, про аулы, о кавказских народах.

Подведём итог

– Какова главная мысль рассказа? Жилин нам преподал урок мужества, отваги, гражданственности.

Учащиеся. Истинный гражданин – это нравственный человек, который должен обладать такими качествами как милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие.

– На основе сказанного, что можем пожелать своему товарищу и самому себе. Сформулируйте правило.

Учащиеся. Будь честным и справедливым, хорошим товарищем, трудись на совесть, не бери чужого.