Интегрированный урок по окружающему миру по теме: "Какие бывают животные?"

Разделы: Начальная школа


Тема: Какие бывают животные?

Цель: обобщение знаний о группах и особенностях животных.

Задачи:

  • объяснить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • научить различать группы животных по их характерным признакам;
  • целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости;
  • воспитывать гуманное отношение к живому, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
  • развивать теоретическое мышление: учить сравнивать, обобщать; расширять ученический кругозор.

Оборудование: карточки с надписями (для схемы), переносной экран, ноутбук, видеопроектор.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся, настрой на работу

2. Проверка домашнего задания

Дома вы готовили сообщения о группах растений. 1 ряд – подготовили о травах; 2 ряд – подготовили о кустарниках, а 3 ряд – о деревьях.

(Учащиеся рассказывают о каждой группе, рассказы сопровождают показом рисунков, слайдов, раздают гербарий).

– Спасибо, очень интересно. Давайте оценим работу ребят все вместе.

3. Введение в тему урока

– В прошлом учебном году мы изучали группы животных. А сегодня познакомимся с ними более подробно.
– Рассмотрите это странное существо (с.51), которое, по словам папы Сережи и Нади, живет в лесу. (Беседа по рисунку учебника.)
– Как вы думаете, может ли такое быть?
– Части тела, каких животных объединил папа на рисунке?
– К каким из известных нам групп относятся эти животные?

4. Изучение нового материала

Определение групп животных

Задания учащимся:

– Какие отличительные особенности имеют животные каждой группы? (насекомые – 6 ног, рыбы – чешуя, птицы – перья, звери – шерсть.) На доске выстраивается схема.
– Проверим по учебнику свои знания. (с. 50.)
– Правы вы были?
– Прочитайте первый абзац на с.51.
– Прочитайте текст на с. 52 « Насекомые»
– Очень интересный дополнительный материал нам подготовила Ирина на тему: «А знаете ли вы что?». Ирина рассказывает о насекомых, сопровождая рассказ фотографиями, которые поочередно появляются на экране.

…На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе – везде.
Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.
Длина жука – голиафа 20 см (рассмотреть по линейке).
Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает 10 – 20 км в час, шмель – 3,5, муха – 2, златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки бражницы – около 60 км.

Наука, изучающая насекомых, называется ЭНТОМОЛОГИЕЙ.

Учитель вывешивает на доску новое слово, записывают его в словарь, объясняют его значение. (Работа со словарем).

– А теперь прочитайте текст на с.52. « Рыбы»
– Новый и очень интересный материал нам подготовила Людмила на тему: «А знаете ли вы что?»

… Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.
Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.
Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

5. Физминутка

Учитель называет различные растения из пройденной темы ранее (например: дуб, осина, ромашка, сирень, подорожник, боярышник, береза, шиповник, полынь, одуванчик, ель, крапива, черная и красная смородина, сосна). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед - кустарники, стоят в полный рост – дерево.

6. Продолжение работы над новым материалом

– Прочитайте текст на с. 53 « Птицы».
– О птицах очень интересный материал подготовил Владислав.

…Какая из летающих птиц самая большая? Самая большая птица из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую птицу.
Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор.( иллюстрации на экране). Взрослые птицы весят около 13 кг.
Скорость полета у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км, преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 274 и 320 км в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри от 80 до 88 км в час.

– Прочитайте текст на с.53. « Звери»
– Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.
А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия:

Бегемот – 41 год.
Носорог – 40 лет.
Медведь – 34 года.
Обезьяны – более 20 лет.
Кошки около 23 лет.
Собаки – 22 года.

Эти данные относятся к отдельным особям животных.

7. Закрепление пройденного материала

Ребята получают тест. Время выполнения 2 минуты. Работая в парах, ученики оценивают друг друга.

8. Итог урока

– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Так на какие группы можем разделить представителей животного мира?
– Каковы их отличительные особенности?
– О каких особых группах животных мы сегодня говорили?
– Назовите, какие животные к ним относятся.

9. Конкурс на лучший рисунок

– А сейчас подведя итоги урока, вспомнив интересные факты из жизни животных, думаю, каждый из вас выбрал для себя самую красивую группу животных. На столе у вас лист бумаги и карандаши. Предлагаю вам нарисовать наиболее понравившееся животное и подписать к какой группе оно относится. На перемене сделаем выставку работ, лучшие будут отмечены оценками.

10. Оценивание работы учащихся на протяжении урока

11. Комментирование домашнего задания: с.50 – 53 (пересказ), задание в тетради.

Литература:

Алексеев С.П. Что такое, кто такой. – М.: Педагогика – пресс,1996.
Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. – М.: Диадема – пресс,2001.
Медникова М.С. Детская энциклопедия для ленивых.- М. : Mass Media, 1993.
Нейхардт А.А. Семь чудес света. – М.:Учебно-педагогическое издательство, 1963.

Смотреть Приложение 1 (слайды 1-31) Презентация «Какие бывают животные? »