Обобщающий урок по чтению по теме "Волшебница зима" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные: обобщить знания детей по теме урока, работать над понравившимися произведениями и отрывками из них;
  • Развивающие: развивать навык сознательного, правильного, выразительного чтения; устную речь учащихся, воображение, сценические навыки и поэтическое восприятие;
  • Воспитательные: воспитывать наблюдательность, умение видеть и слышать краски  и музыку зимы, учить любоваться этой красотой, любить и оберегать природу.

Оформление доски.

Число.
Волшебница зима.
А.С.Пушкин, С.Есенин, Чехов, Некрасов, Д.Н.Мамин – Сибиряк и др.
( Рисунки детей)
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Без букв и грамматики не учатся и математики.

(Картины зимней природы)

Белоснежная
Серебристые
Необозримые
Морозное
Сонный
(Рисунки детей)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Начнем наш урок с пословиц. Как вы думаете, какая из этих пословиц может стать девизом нашего урока?   (Декабрь год кончает, а зиму начинает).
– Верно, с приходом месяца декабря приходит к нам и матушка зима.
– Как понимаете пословицу? (Декабрь – последний месяц года и первый месяц зимы).
– А сколько всего месяцев в году? (12)
– А какой месяц больше всего нравится вам? Почему?
– Итак, сегодня у нас заключительный урок по этой белоснежно богатой теме «Волшебница зима».

2. Работа по теме урока

– Почему я употребила выражение  «белоснежно богатая тема»? (Все о зиме и что связано с ней, белое, белоснежное. У  зимы несметные богатства: серебро, алмазы, жемчуга. Эта тема богата различными произведениями очень многих авторов ).
– Ниже темы урока написаны фамилии, прочитайте их.
– Почему именно эти фамилии, а не другие такие как Маяковский, Андерсен, Чуковский? (Потому что мы знакомились с произведениями этих авторов).
– Конечно же именно произведения этих поэтов и писателей помогли нам понять, увидеть красоту и музыку зимней природы.
Как называют писатели и поэты зиму ? (Волшебница, гостья, матушка, хозяюшка, проказница).
– Перед вами картины зимней природы. Картины пишут художники, а стихи – поэты. Чтобы  оживить картину, надо подобрать к ней подходящие строчки из стихотворений.
– Откройте учебники и постарайтесь найти самые живописные строчки к картинам из стихотворений А.С.Пушкина, С.Есенина, Некрасова.
– Спасибо, вы не только сами увидели, но помогли увидеть другим краски и звуки зимы.
– А без чего зима на зиму не похожа? (Без снега).
– Конечно же снег одна из радостей зимы. А какие слова и выражения находят поэты, чтобы описать первый снег? (Ученики зачитывают отрывки из стихотворений о первом снеге).
– Во всех этих произведениях чувствуется какая – то скрытая радость, прелесть приходящей зимы. А всегда ли зима такая покорная, тихая, робкая? (Нет, зима не всегда такая.  Если  с ней ее старший брат Мороз, то все вокруг изменяется).
– А строчки какого бы стихотворения здесь подошли? (Буря мглою небо кроет…).
– А всем ли зима является праздником, радостью? (Нет. Птицам и животным зимой очень трудно добывать еду…).
– Какое произведение помогла нам понять опасности зимы для животных и птиц? (Серая шейка).
– Кто может выйти и прокомментировать отрывок из этого произведения, который вас больше всего взволновал.
– И несмотря на все опасности счастливый случай помог остаться уточке в живых.

3. Физкультминутка

4. Сценка

– А сейчас включаем любимую телепередачу.

Ведущий: Добрый день молодые телезрители. Мы продолжаем нашу телепередачу о пришельцах. Кто же такие пришельцы? Те кто приходит неожиданно и уходит не предупреждая. Бывают пришельцы космические, бывают земные, а бывают временные. (Показывает).
Сегодня у нас в гостях один из представителей временных пришельцев – Зима. (Заходит Зима).
Очень рады вас видеть, гостья Зима. Почему вы каждый год приходите на землю к людям?

Зима: Мне нравится смотреть, как улыбаются, радуются люди моему снегу, кутаются в теплые шубы от моего мороза.

Ведущий: Многие жители земли называют Вас «волшебницей». Как вы думаете почему?

Зима: Наверное, потому что, я приношу  вам много загадочного, сказочного, красивого. И так хочется, чтобы после нашей встречи у вас осталась память обо мне. Сейчас попрошу вас закрыть глаза, я взмахну волшебной палочкой и постараюсь каждому добавить хорошего настроения и радости. (Дети закрывают глаза, а зима читает заклинание и разносит по классу маленькие подарки).

Проплясали по снегам белые метели,
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной доски в снежно-белом классе
Звонко носятся снежки, дарят всем подарки.

Сейчас каждый из вас найдет свою маленькую радость. А я тем временем прощаюсь с вами.

Ведущий: После таких чудес, хочется закончить нашу телепередачу строчками из стихотворения А.С.Пушкина:

Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки Зимы…
До новых встреч, друзья.

– Да, зима настоящая волшебница, да еще какая проказница. Обратите внимание на эти картины. Зима  такая маленькая, хрупкая, а смогла весь лес околдовать весь мир обворожить. Так давайте же, используя слова, записанные на доске, опишем прекрасное время года зиму.

5. Итог

– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали для себя?

6. Домашнее задание

Нарисовать волшебницу зиму.
Написать мини-сочинение о зиме.