Урок-КВН: "Безударные гласные в корнях слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать устойчивые навыки проверки слов с безударными гласными в корне.
  2. В доступной развлекательной форме упражнять в распознавании и употреблении безударных гласных в корне слова.
  3. Воспитание коллективного интереса, желание бороться за результат, стремление к победе знаний.
  4. Развивать чувство ритма, связную речь, умение хорошо ориентироваться в проблеме и быстро ее решать.

Ход урока

Вступление:

Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний КВН поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами “Русский язык”.

Все:

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

Мы отвечаем дружно
И здесь сомненья нет, –
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!

1-я команда:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

2-я команда:

И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями
Пусть борьба кипит острей,
И наша дружба крепче с ней!

1. Приветствие команд. (Условие: все должно быть подчинено теме, во всех заданиях и ответах слова с безударными гласными и проверочные слова использовать активно. Это важно.)

Команда “Стрела”.

Девиз: “Стрела/ одна, а вместе стрелы”.

Речевка:

“Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!”

Команда “Звезда”.

Девиз: “Звезда одна, а вместе – звезды”.

Речевка:

“Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело!

2-й конкурс.

Учитель: – Обмен любезностями закончен. Объявляю следующий конкурс, который называется:

– Приглашаю по пять участников из каждой команды. За каждое правильно подобранное слово, за вставленную букву и ударение – 1 балл.

3-й конкурс.

Теоретическая проверка знаний:

Вопрос 1-й команде: “Где могут находиться безударные гласные? (Безударные гласные могут быть в корне, приставке, суффиксе, окончании).

Вопрос 2-й команде: “Что нужно сделать прежде, чем написать безударную гласную букву в безударном слоге?(Нужно узнать в какой части слова она пишется).

Вопрос 1-й команде: “Если безударный звук в приставке или в суффиксе?” (Если безударный гласный звук в приставке или в суффиксе нужно запомнить, как они пишутся: по-, пере-, над-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-.

Вопрос 2-й команде: “ Если безударный гласный звук в корне?” (Если безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Например, мячи – мяч, трава – травы.

Фонетическая разминка.

Учитель: “ Повторим фонетическую зарядку”.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Учитель: Объявляю следующий конкурс.

4-й конкурс Хитрые слова”.

– Догадайтесь сами, какие буквы надо вставить и впишите их. Кто быстрее и правильнее.

Учитель: Пока жюри подсчитывают очки, заполним паузу ритмопластикой под музыку Шаинского “Вместе весело шагать”.

5-й конкурс.

“Разбери кучу малу”.

1-я команда.

– Выберите слова с безударной гласной “Е”.

2-я команда.

– Выберите слова с безударной гласной “Я”.

6-й конкурс.

“Верни шарики на место”.

7-й конкурс.

Учитель: Этот конкурс последний и одинаковый для обеих команд. Нужно восстановить деформированный текст и вставить в слова необходимые безударные гласные и озаглавить текст. Очко заработает та команда, которая правильно выполнит это задание.

Прыгнет с обрыва, ост.новится и з.вет сына.
Мать к.рмила его мол.ком и учила бегать по г.рам.
М.лыш др.жит от страха, но прыгает.
Р.дился к.зленок в д.лине горной речки.
Мать лижет ему шерстку.

Подсказка для жюри. (Козленок)

Родился козленок в долине горной речки. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Прыгнет с обрыва, остановится и зовет сына. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Мать лижет ему шерстку.)

Подведение итогов:

Учитель: Вот и подошел к концу наш веселый КВН. Настало время “собирать камни”, т. е. подвести итоги. Слово нашему Жюри:

Жюри: Команда “Стрела” набрала … баллов.

Команда “Звезда” набрала … баллов.

– Давайте поздравим нашу команду – победительницу.

– Теперь обе команды обменяйтесь рукопожатиями в знак дружбы.

Слово участникам КВНа:

Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!

Учитель: Наш КВН завешен. До новых встреч!