Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) в 4-м классе: "В гостях у дедушки Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся о местоимениях как части речи, о грамматических признаках местоимения; способствовать обогащению словарного запаса детей, развивать речь, творческую инициативу учащихся; воспитывать в учениках уверенность в своих силах, взаимовыручку, поддержку, интерес к басням И.А.Крылова.

Тип – IV.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, групповой, работа в парах, беседа.

Оборудование: репродукции к басням И.А.Крылова, портрет Крылова, выставка книг; карточки с отрывками из текста для групповой работы; грамзапись с баснями.

ТСО: компьютер, магнитофон, аудиозапись, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, беседа с дежурным о погоде, о настроении.

II. Поэтическая минутка (прослушивание аудиозаписи отрывок из басен И.Крылова “Квартет”, “Стрекоза и Муравей”).

III. Комментированный словарно-орфографический диктант. Ворона, Лисица, Мартышка, Осел, Козел, Петух, Зеркало, Очки, Моська, Соловей, Стрекоза.

Записывая каждое слово с большой буквы и комментируя написание букв, требующих проверки на письме или запоминания.

Учитель спрашивает:

– Какой частью речи являются данные слова? Почему имена существительные мы написали с большой буквы? А в каких баснях И.А. Крылова встречаются эти персонажи? Что высмеивал И.А.Крылов в своих баснях?

– В баснях, которых мы слушали И.А.Крылов высмеивал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского народа. Подумайте, а какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?

– Действительно, в своей речи мы постоянно пользуемся местоимениями. Если бы в ней не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же имена существительные. Местоимения делают нашу речь разнообразной, богатой, правильной! Подумайте, а почему “местоимения” так называются? (Употребляются вместо имени).

IV. Письмо по памяти.

Каждой группе дается карточка со строками из разных басен И.А.Крылова.

1-я группа.

Злой тоской удручена,
к Муравью ползет она.

2-я группа.

Какие у нее ужимки и прыжки!

3-я группа.

Тебя, мой куманек, век слушать я готова!

4-я группа.

При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

1-я группа читает вслух отрывок, называет басню. (Остальные выполняют это же задание).

Проверяется друг у друга.

V. Гимнастика для глаз.

Давайте погуляем по Стране частей речи. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я называю имя существительное – поднимаете глаза – вверх, если имя существительное – то вниз, а если местоимение – то по сторонам. Если вы услышите другие слова – закройте глаза.

(Попрыгунья, пропела, красное, ей, голод, стрекоза, она, ползет, ты, мне, муравей, работала, лето, я, злой, пела).

Молодцы, спасибо, вы хорошо справились с заданием.

VI. Работа над воспроизведением знаний о личных местоимениях и особенностях их написания.

1. “Местоименная” разминка.

– Почему местоимения я, ты, вы, мы… называют личными? (На экране таблица).

– Почему в басне “Осел и Соловей” автор употребил местоимение ты, а в басне “Квартет” местоимение вы?

– В каких случаях мы в нашей речи используем местоимение Вы? (Обращаясь к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы.)

– Какие местоимения изменяются по родам?

– Как определить падеж местоимений?

– Дайте характеристику любому из местоимений в записанных вами предложениях.

– Как пишутся предлоги с местоимениями.

VII. Ученики выразительно читают басни “Осел и Соловей”, “Квартет”, “Стрекоза и Муравей”.

– Что хотел И.А.Крылов сказать словами: “Избави, бог, и нас от этаких судей”.

– В каких случаях говорят словами Крылова: “А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь?”

– Какой порок людей высмеивается в басне “Стрекоза и Муравей”?

VIII. Выборочный диктант. Один ученик работает на доске. (Выписывают только местоимения.)

1. Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Вести с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись.

2. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам.

3. Чижа захлопнула злодейка – западня
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.

4. Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

5. Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

6. “Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборониться?”
– Ей Мишка отвечал.

Релаксация.

– Закройте глаза и представьте лес, послушайте шелест листьев, шум легкого ветерка.

– Какую картину вы себе нарисовали в воображении?

– Кого из героев И.А.Крылова вы можете представить в лесу? Кто из них вел поправился?

IX. Составление предложений и создание текста.

Голубок, сыр, вперед, не, беде, смейся, была, чужой, с такова, ним, плутовке, выпал.

Схема на экране:

Ученики восстанавливают предложения. Указывают лицо, падеж местоимений. (Взаимопроверка).

X. Проверка задания на дом, новое задание на дом.

Дети читают поговорки, пословицы из басен И.А.Крылова.

(Да только воз и ныне там. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. Избави бог и нас от этаких судей. Сильнее кошки зверя нет.)

Домашнее задание:

Составить текст (сочинение-миниатюра) по теме и главной мысли пословиц.

XI. Подведение итога урока.

– Чем заинтересовал вас урок?

– Почему мы взяли для урока строки из басен И.А.Крылова?

– Почему басни И.А.Крылова любят и взрослые и дети?

“Дедушкой Крыловым” наименовал народ великого баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. Басни читает и старшие, и младшие. Меткие, ставшие пословицами строки басен И.А.Крылова украсили наш урок. Они служат нам во всех случаях жизни.