Родительское собрание-практикум " Как помочь ребёнку стать внимательным"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Тема:  Внимание. Развитие внимания.

Цели:

  • знакомство с понятием «внимание»;
  • расширение представлений о различных способах поддержания и увеличения его объёма;
  • объяснение необходимости развития внимания для успешного обучения в школе;
  • изучение в ходе занятия упражнений и игр по развитию внимания;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Форма проведения:  занятие – тренинг для второклассников и их родителей.

Участники: классный руководитель, учащиеся 2 класса, родители учащихся 2-го класса, школьный психолог.

Подготовка:  

1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей «Выбор пути»

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

Да;  трудно сказать;  нет.

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

Да;  трудно сказать;  нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

_________________________________________________________________

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение и разработка с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
6. Подготовка для игровых групп необходимого дидактического материала.
7. Подготовка для родителей памяток «Рекомендации для развития внимания».

Оформление, оборудование и инвентарь: мультимедийная презентация; выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка; оборудованные игровые места для детско-родительских групп; дидактический материал, листы с описанием игр, сигнальные карточки (для обратной связи); памятки для родителей «Рекомендации для развития внимания»; наглядно-демонстрационный материал; реквизит для игр: флажок, игрушка «Собачка», геометрические фигуры (кружки, квадраты), листы с описанием игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Приложение 1. Слайд 1: «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность его воспитание». Туркменская пословица.)

1. Организация учащихся. Мотивация.  Сообщение темы. Постановка учебных задач  (проводит учитель)

Звенит наш звонок, заливается!
Занятие для детей и взрослых начинается!

(Учитель подаёт звонок)

– Добрый вечер, дорогие наши ученики! Садитесь. Не подумайте, пожалуйста, что я оговорилась. На нашем сегодняшнем необычном занятии и школьники немного необычные. Все присутствующие в классе – это ученики – второклассники. Давайте поприветствуем друг друга тоже необычным способом. Каждый берёт за руку своего соседа слева так, чтобы получился ровный круг. Улыбнитесь друг другу и почувствуйте тепло рук тех, кто находится рядом с вами. Молодцы! Опустите руки.

Поиграть пришла пора.
Ждёт нас дружная игра.
Вы готовы, дети? ( Да!)

– Отгадайте, о ком будет игра?

Загадка:

Снится ночью пауку                    Прилетит – плохи дела.
Чудо-юдо на суку.                        А кого паук боится?
Длинный клюв и 2 крыла…       Угадали? Это …  (Птица)

Вот мы и посмотрим, хорошо ли вы знаете птиц?

Игра «Птица – не птица»

Описание игры:

Веселая игра на внимание и знание птиц. Ведущий читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросить детей, что неправильно. Уточнить: «А муха – это кто?»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны, 
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Аисты, кукушки,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи, 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
и спасибо шутке!  

Подведение итога игры:

– Подумайте и скажите, какое качество помогло вам победить в игре?  (Внимание.) Молодцы! Конечно, внимание! Сегодня на нашем занятии мы и поговорим о важном психическом качестве – ВНИМАНИЕ. Узнаем, что такое ВНИМАНИЕ; кого и почему называют внимательным человеком; что нужно делать, чтобы научиться быть внимательным; зачем это нужно.

2.  Основная часть (проводит психолог)

1)  Введение понятия «Внимание».

– Успехи человека в учебе, работе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С.Я. Маршака:

Жил человек рассеянный             Оказалось, это брюки…
На улице Бассейной.                     Вместо шапки на ходу
Сел он утром на кровать,              Он надел сковороду,
Стал рубашку надевать,                 Вместо валенок перчатки
В рукава просунул руки –              Натянул себе на пятки…

– Как часто некоторые из нас, бывают, похожи на такого рассеянного человека. Ему трудно сконцентрироваться, он часто отвлекается, из-за этого возникает множество проблем. А что же такое ВНИМАНИЕ с точки зрения психофизиологии? Давайте обратимся к нашему помощнику – словарю, но не орфографическому, а психологическому.

Внимание детей обращается на выставку психологических словарей.  Демонстрируется слайд 2. Психолог в доступной форме раскрывает понятие «внимание».

(Приложение 1. Слайд 2: «Что такое внимание?» Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете или явлении.)

А что значит сосредоточенность человека?  (Ответы детей и родителей.) Внимание тесно связано с интересами и потребностями человека. Чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, что в данный момент ему необходимо.

Информация для родителей:Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нём. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. Внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Чем более значим объект, тем напряжённее идёт работа сознания.

2) Проверка уровня внимания. Тестирование

Уважаемые ученики, знаете ли вы, кто такой внимательный человек? (Ответы детей)
А как вы думаете, обязательно ли нужно быть внимательным?  (Ответы детей)
Приведите примеры, когда вам приходилось быть очень внимательными. (Дети приводят примеры, вспоминают конкретные ситуации.)
Хорошо! А теперь мы узнаем, насколько вы внимательны. (Предлагается психологический  тест на проверку внимания.)

Тест на внимательность «Найди различия в картинках»

Детям и взрослым предлагается по 2 картинки. Их задача за 2 минуты найти отличия в картинках. (Через 2 минуты открывается слайд 3 с интерпретацией теста.)

Оценка результатов:

– А теперь подсчитайте количество найденных вами различий.

  • 10 различий – очень высокий уровень внимательности;
  • 8-9 различий – выше среднего;
  • 4-7 различий – средний уровень;
  • 2-3 различия – низкий уровень;
  • 0-1 различие – очень     низкий уровень развития внимательности.

Подведение итога теста:

– Мы убедились, что у всех нас внимание развито по-разному: у кого-то хорошо, у кого-то – не очень. Оказывается, ВНИМАНИЕ надо развивать и тренировать! Этим мы сейчас и займёмся.

3) Развитие и тренировка внимания. Игры и упражнения

Игра 1  «Летела корова»

Описание игры:

Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Веселый стишок:

Летела корова, сказала слово.
Какое-то слово сказала корова.

Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из–под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз.

Подведение итога игры:

– Ребята, сосредоточьте своё внимание и попробуйте догадаться, что же могла сказать корова? (Ответы детей. Правильный ответ: - «Му»)

(Демонстрируется слайд 4: «Корова мычит».)

– Молодцы, правильно. Мир, в котором мы живем, полон разных звуков! Мы должны к ним прислушиваться и правильно их различать. Продолжаем играть и развивать своё внимание. Следующая игра «Песня».

Игра 2 «Песня»

Описание игры: Психолог предлагает всем участникам встать в круг и спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

(Открывается слайд № 5, Приложение 1 с поющими человечками и со словами «Молодцы».)

Подведение итога игры:

– Молодцы! Ни разу не сбился тот, кто был самый внимательный, а это значит, слушал музыку и хорошо знал текст песни. А теперь поиграем в игру, которая называется «Найдите спрятанные слова».

Игра 3 «Найдите «спрятавшиеся» слова»

Описание игры: Всем участникам предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:
бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

(На слайде 6, Приложение 1 появляются слова: солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)

Подведение итога игры:

– При помощи чего вам удалось увидеть все эти слова? Давайте вместе скажем это главное слово (все участники вместе называют слово «Внимание»)

Игра 4 «Торопись, да не ошибись»

(Для игры необходимы различные предметы. Игра  направлена на  переключение внимания).

Описание игры: У ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот предмет каким-то определённым (закреплённым за данным предметом) действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть; игрушка – собачка – повилять хвостиком.

Подведение итога игры:

– Понравилась игра? Почему всем было весело и интересно?  (Старались быть внимательными, следили за символами,   помнили  значение каждого предмета.)

(Открывается слайд 7, Приложение 1 «Быть внимательным – это здорово!»)

3. Заключительный этап. Итоговое обобщение(проводит учитель)

1) Обобщение

В учёбе, в игре, в любом труде необходимо одно из важных и главных психических качеств – ВНИМАНИЕ. На занятии мы убедились, что существует множество способов, различных игр на развитие и тренировку внимания. И развивать внимание можно не только в школе, но и дома, в своей семье.
Предлагаем прослушать некоторые советы, с которыми познакомят нас ребята.

(Выходит группа учащихся. Читают стихи.)

Ученик 1:

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться!

Ученик 2:

Чтоб доволен был учитель,
На уроках не шалите.
Вы трудитесь, не ленитесь, 
И внимательно учитесь.

Ученик 3:

Просто книгу не листайте,
А внимательно читайте!

Ученик 4:

Прошу по школе не носиться,
И не шуметь, и не беситься,
И без вниманья не резвиться!

Ученик 5:

Все домашние заданья
Выполняйте со вниманьем!

Ученик 6:

Всё, что нужно на уроки,
Ты с вниманьем собери. 
Чтобы не было мороки,
Ты при этом не спеши.

Ученик 7:

Если будешь хорошо,
Внимательно учиться,
Знай, всё в жизни у тебя
Может получиться!

2) В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям: помогите вашим детям стать внимательными; приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
А чтобы вы могли самостоятельно заниматься развитием и тренировкой внимания, мы подготовили вам специальные памятки «Рекомендации для развития внимания» (Приложение 2).

(Дети раздают родителям заранее подготовленные памятки.)  

3) Рефлексия. Оценка.

На столах конверты с разноцветными квадратиками.

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, подошло к завершению наше занятие. Вот вам последнее задание. Попробуйте продолжить фразу: «Сегодня на занятии мы поняли, что внимание …». А ещё хотелось бы узнать, понравилось ли вам занятие? Выразить своё отношение помогут символы.

(Приложение 1. Слайд 8: «Значение символов»)

– Посмотрите, что обозначает цвет квадратиков:  красный квадратик – «понравилось»; зелёный квадратик – «не очень понравилось»; синий квадратик – «не понравилось».

(Каждый выбирает свой символ и показывает учителю и психологу, высказывая тем самым своё отношение к занятию.)

4) Минута благодарности

– Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!

(Приложение 1. Слайд 9: «Всем спасибо за внимание! До следующих встреч!»)

Используемая литература:

1. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Локалова Н.П. 120 уроков развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). Ч.1,2. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
4. Газета «Здоровье детей» №20, 16-31 октября / 2006; №21, 1-15 ноября /2006.
5. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н. Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.