"Сказки народов Урала". Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература


Тема: «Сказки народов Урала»

На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. На уроках, предшествовавших этому, мы закрепили и углубили представление о сказке как о самом популярном жанре народного творчества; вспомнили виды сказок, наиболее распространённые сюжеты, сказочных героев; убедились ещё раз в том, что в сказках отражается реальная действительность и в том, как велико значение сказки в жизни нации и человека.
За 2 недели до проведения уроков учащиеся были разделены на группы и получили задание прочитать сказки народов Урала, сделать иллюстрации к понравившимся сказкам, сшить костюмы, подготовить инсценировки отдельных эпизодов из сказок.
Перед началом урока мы оформили кабинет: на доску повесили большую карту Урала; на стены – иллюстрации к сказкам, прочитанным детьми; на столы положили предметы, которые помогут детям во время инсценировок. Столы поставили кругом, а в центре класса образовалась сцена, на которой разворачивалось действие

Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

ХОД УРОКА

 Учитель. Край, в котором мы живём, называется Уралом. Если посмотреть на карту Евразии, то он располагается почти посередине, и именно через Урал проходит граница между двумя частями света – Европой и Азией.  С севера, от Карского моря, на две тысячи километров к югу тянутся невысокие и старые Уральские горы. На севере Урала вечная мерзлота, тундра, полярная ночь.
На юге расстилаются жаркие степи, растут абрикосы и виноград. В Приполярье можно встретить северных оленей, а на юге Оренбуржья – верблюдов. Из-за такого расположения и называют части Урала Полярным, Приполярным, Северным, Средним, Южным, а также Зауральем и Приуральем.
А вот как пишет о нашем крае Людмила Константиновна Татьяничева – известная поэтесса Урала. Она автор многих сборников стихов, названия которых говорящие, потому что раскрывают любовь Татьяничевой к краю, в котором она родилась и которому с детства отдала своё сердце: «Родной Урал», «Синегорье», «Малахит» и др. Мне кажется, что вы ещё не читали стихов, похожих на те, что написала Людмила Татьяничева, и они вам непременно понравятся.

1 чтец:

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

2 чтец:

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Учитель. Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. Жители Урала создали прекрасные произведения искусства. Это и пермская деревянная скульптура, и каслинское литьё, златоустовская гравюра и резьба по кости и камню, росписи и рукописные книги, вышивки и оренбургские пуховые платки. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар  есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

1 группа учащихся. Мы познакомим вас с башкирскими народными сказками.

«Большая Медведица»

В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. Человеческий род постепенно приумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.
В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А к котлу и ковш нужен.  Котёл отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам, да так и застрял между ними.
Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

«Калым»

У седого старика Урала был сын – батыр по имени Яик. А у старухи Иремели, говорят, была писаная дочь – красавица по имени Агиделькай. Задумал старик Урал женить своего сына на той девушке-красавице. Очень богатый калым за неё уплатил. Отдал Яик и все леса на своих берегах: сосны, ели, дубы, берёзы. Забрала всё это старуха Иремель и украсила ими берега Агидели.
В уныние впал тут Яик, подумал про себя, что если девушка Агидель станет слишком красивой, то и смотреть на него не станет. Подумал он, значит, так, да и подался в сторону Хазарского моря.
Узнал о том старик Урал и стал тужить по бесполезно отданном калыме. Хорошо, если родители девушки откажутся от ветреного жениха, тогда по старинному башкирскому обычаю можно воротить калым обратно. А если не откажутся?..
Родители невесты не отказались от зятя. Агиделькай очень любила Яика. «Я всё ему прощу, – сказала она, – пусть он только вернётся ко мне».
Очень упрашивали Яика, чтобы он воротился, но Яик не внял никаким уговорам и мольбам. Всё стеснялся показаться Агидели на глаза. Сам же он тосковал по Агидели и пел так:

Даже лук орошать бы рад –
Нету лука – куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.

И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы сосны, ели или берёзы, даже дикий лук не рос. Так и остался невозвращённым калым, заплаченный за Агиделькай. С тех пор и течёт в Хазарское море Яик через мёртвые пустыни, свистящие песчаными буранами.
А по берегам Агидели на веки вечные остались расти вечнозелёные сосны и ели, белоствольные берёзы, лохматые дубы и  исходящие медовым благоуханием липы.

2 группа учащихся. В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки.

«Горы и долы»

У ветра с дождём не хватило миру, и они рассорились. Начали друг перед другом своею силою хвастаться, свою мощь доказывать. Спорили, спорили и решили бороться: кто над кем верх одержит, тот и сильней.
Дождь начал лить как из ведра, говоря: «Я изрою всю землю так, что нигде ровного места не останется». А ветер стал дуть, понёсся ураганом, с воем и грохотом, крича: «Соберу всю землю в одну груду». Дул ветер, собирая землю в груду, лил дождь, изрывая потоками собранную ветром землю.
Так вот и произошли горы и долы

. «Пятна на луне»

У одного удмурта умерла жена, и он женился на другой женщине. Она оказалась злой мачехой для падчерицы. Вздохнуть не давала бедняжке: и скотину накормить, и печь истопить, и воды наносить, и полы вымыть – со всеми делами сирота одна должна управляться. И за всё это ей только ругань и побои доставались и ни одного ласкового слова.
Однажды, ещё не брезжил зимний рассвет, подняла её мачеха за водой. Взяла она вёдра на коромысло и пошла на речку. А на дворе мороз стоял лютый, луна ярко-ярко сияла в небе. Черпая воду из проруби, девушка горько-горько плакала.
– Хоть бы эта холодная луна забрала меня к себе, – приговаривала она.
Луне стало жаль сиротку, и она притянула её к себе вместе с вёдрами и коромыслом.
Присмотритесь-ка, когда луна ярко светит: та девушка и теперь там стоит, коромысло с вёдрами на плечах держит.

3 группа учащихся. На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они.

«Как землю выловили»

Две гагары вниз слетели. Одна большая, другая малая гагарка. Со дна моря землю достать хотели.
Большая гагара в  воду нырнула. Ныряла, ныряла – долго ныряла, коротко ныряла, – на поверхность выплыла. Ничего не принесла, дна не достала.
Тогда малая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла, наконец наверх поднялась, тоже ничего не достала, до земли не дошла.
Большой гагаре малая гагарка говорит: «Давай вместе нырнём!»
Нырнули обе. Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад вернулись. Выплыли, подышали немного, снова нырнули. Глубоко спустились, до дна всё же не дошли, дыхание спёрло. Снова вернулись. Выплыли, отдышались и в третий раз нырнули.
Долго спускались, наконец всё-таки до дна дошли. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились.
В этот раз уж очень долго гагары под водой пробыли. Дыхание у них так спёрло, что, когда наверх  выплыли, у большой гагары из груди воздух вырвался и кровь потекла. Оттого теперь у гагары грудь красная. У малой гагарки из затылка кровь потекла, и теперь у всех малых гагар затылок красный.
Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно.  И всё больше и больше растёт.

4 группа учащихся: А нашу сказку рассказывают татары, с давних пор живущие на Урале.

«О  кривой берёзе»

Жил в давние времена очень сметливый бедный человек. В тех же местах жил богатый человек, который очень любил хвастать и считал себя большим умником.
– Меня не обманет ни один хитрец! – любил повторять хвастун.
Однажды шёл он по дороге и увидел издалека сметливого бедняка, который стоял, прислоняясь к кривой берёзе.
Подошёл хвастун к нему и сказал:
– Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А ну-ка попробуй перехитрить меня!
На это сметливый ответил:
– Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с хитростями. Дома он у меня остался.
– Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, – сказал хвастливый.
– Я бы охотно пошёл, да не могу, – сказал сметливый. – Видишь, как берёза покривилась? Стоит мне отойти – она и повалится.
Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и крикнул:
– Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу подпирает.

Учитель. Вот сколько новых сказок узнали мы сегодня, ребята. И, конечно же, вы обратили внимание на то, что в сказках разных народов много общего, потому что много общего в жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой уклад – люди живут в разных жилищах, по-разному добывают себе пропитание, живут в разных географических условиях, – и это отражается в сказках.
Год за годом вы будете узнавать всё больше о географии, истории родного края, о людях, его населяющих, об их обычаях и традициях. Сказки и легенды, песни и предания, рассказы и повести, созданные здесь, на Урале, покажут вам,  что люди разных национальностей во все времена хотели понять окружающий мир и самих себя, желали добра своим детям и мира своему дому.
Ребята, когда  вы придёте домой, вспомните наш урок, напишите отзыв о нём, что понравилось, что не понравилось, и обязательно аргументируйте свой ответ.

Рис. 1. Башкиры

Рис. 1. Башкиры

Рис. 2. Русские

Рис. 2. Русские

Рис. 3. Марийцы

Рис. 3. Марийцы

Рис. 4. Татары

Рис. 4. Татары

Рис. 5. Удмурты

Рис. 5. Удмурты