Конспект урока по математике

Разделы: Математика


Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей».

Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих учеников, упрочить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и отлично успевающих учащихся.

ХОД УРОКА

I. Работа с классом

Устные задания (условия записаны на доске).

1. Исключить лишнее число

а) ; 0,25; 25%;                Ответ: .
б) ; ; ; ; ; ;       Ответ: .
в) ; ; ;                      Ответ: .

2. Как, используя распределительное свойство умножения, можно быстро сосчитать?

а) 2 * 7            Ответ: (2 + ) * 7 = 2 * 7 +  * 7 = 14 +  = 14 = 14.
б) 3 * 5            Ответ: 15.

3. Решить задачу.

I вариант.

Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?

20% = 0,2;
60: = 300 (журавлей).

Ответ: 300.

II вариант

Куколки бабочек выносят температуру 60 холода, что составляет  температуры, которую выдерживают бабочки, и  температуры, которую выдерживают гусеницы бабочек. Определить, сколько градусов холода выдерживают бабочки и их гусеницы?

6 :  = 90 (бабочки);
6 :  = 450 (гусеницы).

Ответ: 90 и 450.

Письменная работа (задания на доске).

1. Слово зашифровано примером. Порядок действий — порядок букв в слове. Решаем у доски «эстафетой» (выходить к доске по 1 человеку, одно действие – один человек).

I вариант.


к


а


д


ю


у


м


з


я


о


ж


а


е

 

Решение: 

1)  – а;
2)  – к;
3)  – у;
4)  – з;
5)  – м;
6)  – а.

Ответ: акузма.


а


м


к


а


я


е


т


ю


н


о


п


м

II вариант

Решение: 

1)  – м;
2)  – а;
3)  – т;
4)  – е;
5)  – м;
6)  – а.

Ответ: матема.

Историческая справка (дает учитель)

Акузма – священное изречение.
Матема – учение, знания, полученные через размышления.

V век. Древняя Греция.

Древние греки знали 4 матема:

  • учение о числах (арифметика);
  • теория музыки (гармония);
  • учение о фигурах и измерениях (геометрия);
  • астрономия и астрология.

В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор, второе – Гиппас Метапонтский.
Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.
Гиппас Метапонтский считал, что матема доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.
Победило второе направление.
Так в V веке возникло слово «математика».

2. Решить уравнение (решает 1 ученик на доске).


Решение.
;
;
;
;
.

Ответ: x = 5.

II. Работа по группам

1 группа – слабоуспевающие учащиеся
2 группа – среднеуспевающие школьники
3 группа – хорошо и отлично успевающие ученики

Задания на карточках для 1 группы.

Решить уравнения

1)                         Ответ: ;
2)             Ответ: ;
3)             Ответ: 3;
4)       Ответ: .

Ученики самостоятельно решают уравнения на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому проверяют свое решение. Решение с помощью кодоскопа проецируется на экран в конце урока учителем, чтобы каждый ученик мог проверить работу сам.

Ученикам 2 группы и 3 группы предлагается решить текстовую задачу уравнением. Условие задачи записано на доске. Задачу решают под руководством учителя.

Задача. Лошадь съедает 1 воз сена за месяц, коза за 2 месяца, овца за три месяца. Месяц – 30 дней. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?

Вопрос ученикам: Воз сена – это сколько? (какое-то определенное количество, т.е. 1 – все сено)

Решение.

Пусть за х дней съедят все сено, тогда за 1 день вместе животные съедят  часть сена;  часть сена съест лошадь за 1 день;  часть сена съест коза за 1 день;  часть сена съест овца за 1 день;  часть сена съедят вместе за 1 день. Так как животные в 1 день съедают вместе одно и то же количество сена, то составим уравнение (решает уравнение только группа 3 на листочках):
  = .

Ответ:  дня.

2 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений уравнений с помощью кодоскопа в конце урока. Один листок сдают учителю, а по второму сами проверяют.

Решить уравнения:

1)                     Ответ: ;
2)                         Ответ: ;
3)            Ответ: ;
4)         Ответ: .

Представьте в виде дроби выражение .   Ответ: .

3 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений аналогична.

Решить уравнения:

1) =             Ответ: ;
2)        Ответ: ;
3)                     Ответ: ;
4)               Ответ: 3.

Представьте в виде дроби выражение .    Ответ: .

III. Заключение

Проверка решений самостоятельных заданий. Разбор ошибок.