Урок литературы в 11-м классе по творчеству М. Цветаевой на тему "Но душу Бог мне иную дал…"

Разделы: Литература

Классы: 9, 11

Ключевые слова: Анализ стихотворений М.Цветаевой, Двоемирие в поэзии М.Цветаевой


Цель урока:

  • подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала – особенности художественного мира М.Цветаевой;

  • закрепление умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока.

  • Образовательные:

    1. продолжить знакомство с отличительными особенностями художественного мира М.Цветаевой;

    2. способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы;

    3. формировать навыки аналитической работы, умение выделять и толковать словообразы поэтической речи;

    4. формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.

  • Воспитательные:

    1. это очередной урок в системе других уроков, на которых утверждается безоговорочная ценность человеческой жизни и мира, который создает личность, особенно если эта личность творческая, микрокосмос одной души;

    2. формировать осторожное отношение к миру другого человека, помня, что человек раним;

    3. способствовать укреплению читательского интереса к поэзии М.Цветаевой.

  • Развивающие: развивать

    1. эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,

    2. способность видеть и понимать подтекст произведения,

    3. оформлять свои чувствования и ощущения в грамотную речевую форму,

    4. умение активно мыслить,

    5. навыки самоанализа.

Оформление урока: на доске запись темы урока, эпиграфа урока, портрет М.Цветаевой, план анализа лирического произведения (в форме плаката), прикреплены слова для интеллектуальной разминки, на скрытой стороне доски – плакат с фразой М.Цветаевой, оформлен стенной стенд «Материалы к уроку», посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, подборка книг Марины Цветаевой и о Марине Цветаевой, которые использовались в подготовке к уроку.

На перемене перед уроком звучат записи песен и романсов на стихи М.Цветаевой с целью настроить ребят на работу с лирическим произведением, создать определенную атмосферу.

Учащиеся садятся по группам в соответствии с номерами блоков вопросов предыдущего домашнего задания (4 группы), отдельно формируется группа экспертов по одному человеку от каждой группы (учитывается желание учащихся).

Содержание урока

Мы продолжаем знакомство с творчеством Марины Цветаевой.

Цель нашей работы – изучение художественного мира ее поэзии, рассмотрение особенности цветаевской концепции мира. На пути к этой цели нам предстоит решить целый ряд задач, связанных со стилистическим анализом стихотворения, проверкой и закреплением ваших умений и навыков, наблюдением над особенностями поэтики М.Цветаевой.

Чтобы лучше, активнее думалось, проведем небольшую интеллектуальную разминку.

Задание: на доске 5 слов (мысль, молния, чувство, луч, звезда). Составьте в течение 1 минуты целостную по смыслу фразу. ( По истечении заданного времени прослушиваются 2-3 фразы и одна по выбору записывается всеми в тетрадь.)

Слова «мысль» и «чувство» не случайны. Они определяют два пути аналитической деятельности: работу ума и работу сердца. Одно не может обойтись без другого. Мы на уроке еще раз в этом убедимся и вернемся к этим словам.

Поэзию М.Цветаевой многие считают сложной для восприятия, понимания и даже просто для чтения. Смущает многое: не женская сила, звучащая в стихах, неожиданный разрыв фразы знаком «тире». Изломанные строки, надрывность чувствований, страсть взахлеб. Но такова Марина Цветаева.

Она очень рано ощутила свое предназначение, и уже первые сборники («Вечерний альбом»-1910 г., «Волшебный фонарь» -1912 г.) представляют нам стремительно развивающегося автора, идущего своей творческой дорогой.

Цветаева уже все предугадала, все вызнала у себя о самой себе:

Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.

По Цветаевой, суть жизни выражается в постоянной двойственности: чистота – греховность, свет – тьма, быт – бытие, земное – божественное.

Два солнца стынут – о Господи, пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.

«Поэт прежде всего – строй души», - считает М.Цветаева. Эти слова мы взяли эпиграфом к нашему уроку.

Самим воспитанием, окружением Цветаевой было определено, что самое важное в жизни – это духовное. В этом вся Марина Цветаева: «У меня все – пожар! ..Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне…»

Весной 1911 года в письме к М.Волошину Цветаева пишет: «Тело другого человека – стена, она мешает мне видеть его душу. О, как я ненавижу эту стену!»

Уже нет ее, той стены. Но остается с нами и в нас поэзия М.Цветаевой, ее «крылатая» душа которую ничто не мешает увидеть.

Стилистический анализ стихотворения.

Перед вами стихотворение М.Цветаевой «Между воскресеньем и субботой». Наша следующая задача – провести стилистический анализ лирического текста, пройти сложным путем от формы к содержанию, от творчества Цветаевой – к ее душе.

Учитель читает стихотворение.

Проведем предварительную подготовку по группам к дальнейшей работе (раздаются распечатанные задания каждой группе; группы работают в течение 5-7 минут).

Приступим к анализу. Каждая группа, готовившая ответы на предложенные вопросы, вступит в работу в свою очередь.

Начнем с первой группы.

Вопросы к анализу стихотворения (приведены возможные ответы учащихся).

(Вопросы 1 группы, данные для предварительной подготовки.)

  1. Вы заметили, очевидно, как непохожа первая строфа на остальные. Что в ней не так, как в других? Как это соотносится с внутренним состоянием лирической героини?

  2. Найдите в тексте другие примеры, подтверждающие эту двойственность мировосприятия.

(Двойственность.«Между воскресеньем и субботой», «На одно крыло – серебряная, на другое – золотая», «меж Забавой и Заботой пополам расколота»).

А теперь работаем все вместе (вопросы ко всему классу).

  1. Человеку свойственно быть и веселым, и грустным – и в этом тоже двойственность.

  2. С чем сравнивает грусть М.Цветаева? Найдите это слово.

(Поэтесса сравнивает грусть с корочкой: «Коли грусть прошла по жилушкам, / Не по нраву – корочка…»)

  1. Какие ассоциации возникают у нас при этом? Как они углубляют восприятие?

(Возникают ассоциации, связанные с проглатыванием корочки – больно, трудно, неприятно. Сразу становится понятно: грусть лирической героини так же неудобна и неприятна окружающим, как корочка).

Жизнь человека полна преодолений. Но, по гениальной формуле М.Цветаевой, поэт – это «утысячеренный» человек. Ему в тысячу раз сложнее, потому что сердцем он видит и чувствует все гораздо острее обыкновенных людей. Таким была она сама. К тому же ее «душа родилась крылатой».

Работаем со второй группой.

  1. Найдите, с помощью какого художественного приема, на примере какого образа рассматривается лирическая героиня стихотворения?

(М.Цветаева использует прием аллегории при создании образа лирической героини. Образ, который помогает нам яснее представить мироощущение лирической героини, - птица).

  1. Глядя на внешность птицы, подумайте, что важнее для нас: описание ее или впечатление от нее?

(Важнее впечатление, ведь восприятие стихотворения идет прежде всего на чувственном уровне, на уровне впечатления).

Снова работаем все вместе.

Птица – широко распространенный фольклорный образ.

  1. Какие еще слова или формы слов можно отнести к фольклорным? Почему?

(Крылушко, перышко, щеченьки, золотенький, проснулася. Потому что подобные формы слов характерны для народной речи: в них звучит напевность, ласка, родство какое-то).

  1. Мягкая, лирическая, напевная интонация резко обрывается одним словом, явно кульминационным. Найдите это слово. («Наслаждайтесь!»).

  2. Как оно должно быть произнесено? Какие чувства, по вашему мнению, вложены в это слово?

(Слово произносится уверенно, твердо. Лирическая героиня вложила в него понимание своей участи, предопределенность и твердое решение пройти уготованный путь до смертного конца. Звучит даже некоторый вызов. А может быть, желание раздарить себя всем, пока еще это возможно. Берите, люди, наслаждайтесь!)

В работу включается третья группа.

  1. Сразу же за этим резким словом-вызовом стоит тире – характерный и характерный знак М.Цветаевой. Какую задачу тире выполняет в данном случае?

(Это тире ломает плавность и напевность речи, меняет тему разговора. Знак заполняет паузу, подготавливает нас к новой мысли. Тире словно мостик между тем, что было, и тем, что будет. Целый вихрь чувств проносится в этом промежутке. Это экспрессивный знак).

  1. Найдите еще тире в стихотворении. Какова их роль?

(В первой и второй строфах тире словно переносит наше внимание с одного предмета на другой, определяя важность того и другого. В третьей строфе максимально выделено слово «корочка», усилена его образность. Такое же максимальное выделение слов мы наблюдаем в последней строфе. Здесь тире замещает запятые, тем самым усиливая экспрессивность речи, эмоциональность).

Вопросы ко всем, ребята.

  1. В последней строфе Цветаева употребляет слово «канет». С каким оборотом оно ассоциируется? (Кануть в Лету).

  2. Почему именно «канет» выбирается для финала? Что оно означает? Забвение?

(Кануть в Лету – это оказаться в забвении. Пророческие слова М.Цветаевой о будущей ее эмиграции. Но разве можно забыть то, что не забывается, – красоту? Нельзя, значит, забвения нет).

Рядом с фольклорными образами явно прослеживаются и библейские.

Вопросы к четвертой группе.

  1. С чем ассоциируется суббота в биографии М.Цветаевой? (В этот день она родилась).

  2. А с чем связано слово «воскресение»? (С воскрешением Христа).

  3. Почему в первом стихе именно так поставлена очередность: «Между воскресеньем и субботой», а не между субботой и воскресеньем, что было бы логично?

(Потому что воскресение Христа – начало нового мира, основа всему. Потом только будет день ее рождения. И здесь связь между крылатой душой лирической героини и Христом. Поэтому «серебро мое – суббота! Воскресенье – золото!»)

Вопрос к группе экспертов.

  1. Скажите, какова, по вашему мнению, степень близости автора и лирической героини в этом стихотворении? (Они абсолютно совпадают. Можно сказать, что это одно лицо.)

  2. А как вы это поняли? (Крылатость души – общая черта).

Вопросы ко всем, ребята.

  1. Дважды в стихотворении дается образ «птицы вербной». С чем ассоциируется эпитет «вербная»? (Вербное воскресенье).

  2. Какой праздник следует далее? (Праздник Пасхи, Воскресение Христово).

Значит, после страданий и гибели придет воскресение и воскрешение.

  1. А в чем оно – воскрешение поэта? (в вечной жизни его поэзии, в памяти благодарных читателей).

Вернемся к словам разминки (открывается часть доски). Перед вами фраза М.Цветаевой: «Мысль – молния, чувство – луч самой дальней звезды».

  1. Как вы считаете, что дороже: мысль или чувство? Почему?

(Дороже чувство. Оно приходит трудно и уходит не сразу, а может быть, не уйдет никогда. Поэт как дальняя звезда: его нет с нами, но свет его поэзии озаряет нашу жизнь).

Какого читателя ждет М.Цветаева? (Чувствующего).

К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя как отдышу, -
Из самых недр – как на смерть осужденный –
Своей рукой – пишу:
Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
Ртом не достать! – Через летейски воды
Протягиваю две руки. (…)
Со мной в руке почти что горстка пыли –
Мои стихи!

Если можно, ученица исполнит песню на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»), или прозвучит запись этой песни.

Обратимся к группе экспертов:

  1. Дайте, пожалуйста, оценку нашей общей сегодняшней работе.

  2. Какой вопрос, по-вашему, был самым сложным? (А для вас, ребята? – вопрос ко всем).

  3. А какой вопрос оказался простым? (А для вас, ребята?).

Вопрос ко всем:

В начале урока я говорила о том, что трудно, по мнению многих, понять поэзию М.Цветаевой. Теперь вам легче это сделать?

Спасибо всем за урок.

(Домашнее задание дано в распечатке).