Урок математики с региональным компонентом в 3-м классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формировать способность к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению соответствующего алгоритма.
  • Повторить и закрепить решение составных задач; примеров на порядок действий, умножение чисел в столбик; отрабатывать навыки счета.
  • Формировать способность к выделению существенных признаков объектов, к построению нового способа действий на основе аналогии, к самоконтролю и самооценке.
  • Развивать познавательные интересы, творческие способности, речь; воспитывать любовь курса родному краю.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник «Математика. 3 класс» (част.1) (авт.Л.Г.Петерсон); тесты; веер цифр у каждого ученика; опорные схемы для интеллектуальной разминки; карточки для индивидуальной работы с изображением животных; костюмы цветов у детей; компьютер.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звучит мелодия «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

Ученик читает стихотворение Валентина Махалова «Родина наша малая».

Родина наша малая –
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С лепетом белых берёз.

Родина наша малая –
Там, где в тяжёлый год.
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнёт.

Родина наша малая –
Там, где в прощальный час.
Зори восходят алые,
Добром провожая нас.

II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Учитель. Так выразил свою любовь к Родине кузбасский поэт Валентин Махалов. А какая картина возникла в вашем воображении?

Ответы детей.

Учитель. Наш город Кемерово, твой дом, улица, твои мама и папа, твои друзья – это наша с вами малая Родина. А ещё вот эти берёзки, этот утренний туман, птичий гомон в лесу и подснежник – тоже Родина.

Ученики рассматривают фотографии города Кемерово на экране монитора.

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Мы, конечно, будем решать задачи, считать, закрепим приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, но ещё и узнаем много интересного о природе Кемеровской области, о том, как её надо защищать и беречь.

На экране монитора появляется карта Кемеровской области. На карте загорается знак – Кемерово.

IV. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Учитель. В Кемеровской области много гор. Самые высокие из них находятся в Кузнецком Алатау (в переводе – «пёстрые горы»). Амзас – Таскыл (в переводе – «Верхний Зуб») достигает 2.178 метров.

На 2.046 метров в синеву неба поднимает свою треугольную громаду «Большой зуб».

На мониторе появляются изображения гор.

Учитель. Чтобы преодолеть эти горы, мы с вами выполним тест. Прочитайте задание и выберите ту цифру, под которой дан правильный вариант ответа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Один ученик работает у компьютера, другие на местах.

Учитель. А теперь давайте проверим ваши работы. Вы с помощью веера показываете правильный ответ, а я убираю лишние буквы. И тогда мы узнаем, какое слово здесь зашифровано.

НА МОНИТОРЕ:

Учитель. Какое слово получилось?

Дети. Экология.

Учитель. Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы детей.

Экология - (от греческого OIKOS - дом, жилище, место пребывания и… LOGOS - слово, учение) - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Этот термин был предложен немецким учёным Эрнстом Геккелем в 1860 году.

На экране появляется фотография учёного.

V. УСТНАЯ РАБОТА

Учитель. XX век принёс человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Однако же и поставил жизнь Земли на грань экологической катастрофы. Так в Кемеровской области с охраной природы сложилась критичная ситуация, которая приближается к катастрофической: многие природные ландшафты практически уничтожены, а воздушный и водный бассейны сильно загрязнены.

А теперь устно решим задачи:

Кемеровское предприятие «АЗОТ» выбрасывало в атмосферу 200 тонн вредных примесей в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн вредных примесей выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Дети. В атмосферу выбрасывают 10 т вредных примесей.

  • За последние годы из 905 рек в Кузбассе уничтожено хозяйственной деятельностью около 200. Сколько рек осталось в Кузбассе?

Дети. В Кузбассе осталось 705 рек.

  • В Кузбасских лесах растёт около 300 видов лекарственных растений. 40 из них находятся на грани исчезновения. Сколько видов растений еще не занесены в «Красную книгу»?

Дети. В «Красную книгу» не занесены 260 видов растений.

Учитель. Какие растения, занесённые в «Красную книгу» вы знаете?

Дети. Ландыш, кувшинка, венерин башмачок…

На экране монитора появляются иллюстрации с изображением растений.

Учитель. К сожалению, и в наших Сибирских лесах растут растения, которые нуждаются в особой охране. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

К доске выходят дети в костюмах цветов.

I ученик - огонёк, или купальница азиатская

Я один из самых красивых и ярких весенних цветов. Еще не так давно меня можно было встретить не только целыми полянами в глубине леса, но и вдоль дорог. Моя изумительная красота и ваше бескультурье сделали меня довольно редким гостем в пригородных лесах.

II ученик – прострел

Апрельское солнце совсем недавно согнало остатки снега и на опушках леса среди прошлогодней жухлой травы, начинают появляться мои нежные лепесточки, напоминающие птенчиков-пуховичков. Я - одно из самых замечательных растений нашего края. Но люди рвут меня без нужды не только букетами, но и целыми охапками, чтобы через несколько часов выбросить за ненадобностью.

III ученик – венерин башмачок

Иногда меня можно встретить в зеленом сумраке березовой рощи: присядешь ко мне и в изумлении смотришь - не насмотришься, жадно вдыхаешь мой чудесный аромат. Чудо как я хорош! Но вот беда, с каждым годом меня можно встретить все реже и реже. А все из-за вас – любители красоты.

Хором. Если вы будете так безжалостно относиться к нам, то уже совсем скоро мы полностью исчезнем из ваших лесов!

Учитель. Ребята, давайте пообещаем нашим гостям бережно относиться к природе. И тогда природа ответит нам благодарностью.

VI. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. А теперь посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети. Примеры с неизвестным числом.

Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно их решить?

Дети. Компоненты и способы их нахождения.

НА МОНИТОРЕ:

Ученик 1. Нам неизвестно вычитаемое, чтобы его найти, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Учитель на мониторе переворачивает тучки, сверяя ответы.

750 – столько жуков-короедов съедает за день дятел.

Ученик 2. Нам неизвестно первое слагаемое, чтобы его найти нужно из суммы вычесть второе слагаемое.

350 –столько лет живет сосна.

Ученик 3. Нам неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти, нужно к вычитаемому прибавить разность.

1000 – столько полевых мышей уничтожает за год сова.
VII. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Учитель. Откройте учебники на странице 74 и найдите задание 4.

Найдите значение выражений:

2.726 + 594

7.850 – 6.462

410.097 + 99.939

608.034 – 5.016

24.000 – 12.478

95.763 + 789.488

Трое учеников решают у доски самостоятельно (каждый по столбцу). Эту же работу один из учащихся выполняет за компьютером. Остальные – все примеры в тетради.

НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ЧИСЛАМИ:

Учитель. Выберете карточку с нужным ответом. На обратной стороне вы найдёте изображение животного, на которого запрещена охота на территории Кемеровской области, и дополнительное задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IX. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОВТОРЕНИЕ

Учитель. В охране леса от вредных насекомых большую пользу приносят птицы. Ученые подсчитали, что на территории заповедника ”Кузнецкий Алатау” гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам 335 гусениц в день, пара дятлов - в три раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов - в пять раз больше, чем пара поползней. Сколько всего гусениц приносит птицы своим птенцам за день?

Ученик решает задачу у доски. Эту же работу один из учащихся выполняет на компьютере.

Учитель. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Дети. Нет.

Учитель. Что нам неизвестно?

Дети. Нам неизвестно, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов?

Учитель. Как это можно узнать?

Дети. Мы должны 335×3, получим 1.005. Столько гусениц приносит за день пара дятлов. Теперь мы должны 335×5, получим 1.675. Столько гусениц приносит за день пара скворцов.

Учитель. Повторите вопрос задачи.

Дети. Сколько всего гусениц приносят птицы своим птенцам за день?

Учитель. Можем мы теперь ответить на вопрос задачи?

Дети. Да. Мы должны 335+1.005,получим 1.340.Сколько гусениц приносят за день пара поползней и пара дятлов.Теперь мы должны 1.340+1.675,получим 3.015. Сколько гусениц приносят своим птенцам все птицы за день.

Учитель. Как много вредителей леса уничтожают птицы только за один день. Вот почему охраняя птиц, мы охраняем лес.

X. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ В КЛАССЕ

Учитель. А теперь посмотрите на доску.

НА ДОСКЕ:

100-(18×3+15) = 372.045 - (28.216+384)

Учитель. Вы должны самостоятельно решить любой из примеров. Выберите тот, с которым вы легко справитесь.

Дети решают самостоятельно.

Учитель. А проверять мы будем так. Те, кто решил первый пример, выберите изображение животного, которое живет в наших Сибирских лесах. А те, кто решал второй пример, выберите изображение дерева, которым славится Сибирь. На обратной стороне вы увидите ответ.

НА ДОСКЕ:

XI. ИТОГ УРОКА

Учитель. Наш урок подходит к концу. Что мы повторяли? Что нового вы узнали?

А закончить наш урок я хочу словами писателя Павла Гвездослава: «Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».