Организация адаптационного периода в ДОУ. Из опыта работы

Разделы: Работа с дошкольниками


Поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала ДОУ.

Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа: - 1 этап – до поступления детей в группы (с момента записи ребенка родителями – первое посещение ДОУ); - 2 этап – период длительностью 10 недель с поступления детей в группу; - 3 этап – подведение итогов адаптационного периода.

На первом этапе проводится психологическая, методическая, материально – техническая подготовка всех участников педагогического процесса.

  • Заведующая детским садом: составление графика комплектования групп, создание условий в адаптационных группах, собрание, консультации с родителями, заключение договоров с родителями, контроль за организацией всей работы.

В ходе первой беседы родителям поступающего в сад ребенка выдается буклет (приложение 1), разработанный совместно воспитателями групп раннего возраста и педагогом – психологом, в котором даются основные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, профилактике дезадаптации. Также заведующая предлагает заполнить анкету на ребенка (Приложение 2). Из опыта работы видно, что зачастую родители не отвечают подробно на вопросы анкеты, а пишут общие слова, дают социально одобряемые ответы, а иногда ставят прочерки. Поэтому заведующая предлагает родителям записаться на консультацию к психологу, и прийти с заполненной анкетой, для того, чтобы психолог мог уточнить информацию, побеседовать по вопросам, на которые даны неполные ответы. На каждого ребенка заводится карта развития (Приложение 3), данные в которую заносятся через 10 недель, после поступления ребенка в сад, (т. е. после периода адаптации), и в конце учебного года.

  • Медицинский работник готовит информационные листы о сохранении здоровья ребенка в период адаптации к условиям детского сада, основными пунктами которых является витаминизация, усиление защитных свойств организма с помощью сбалансированного питания, иммуномодулирующих препаратов, значение режима дня и питания детей и др.
  • Методист и воспитатели: планирование воспитательной, развивающей работы с детьми, создание игрового пространства групп. Особое внимание уделяется воспитателям, которые набирают группы детей раннего возраста после выпуска подготовительных групп. На этом этапе педагог – психолог проводит групповые консультации с элементами тренинга, игровой практикум («Профилактика психоэмоционального напряжения детей») с целью психологической настройки воспитателей на работу с детьми раннего возраста; методист проводит консультации по специфике работы и проведению занятий в группах раннего возраста.
  • Педагог – психолог включен в процесс подготовки всех специалистов:

Совместно с медицинским работником разрабатываются, дополняются рекомендации (для родителей и воспитателей), редактируются (при необходимости) адаптационные карты, изучаются медицинские карты. На индивидуальной консультации с родителями проводится беседа о особенностях адаптационного периода, о возможных трудностях, путях их преодоления, уточняются сведения, сообщенные в анкете. На консультации желательно присутствие ребенка: анализ его поведения, взаимоотношение ребенка и родителя дает информацию о особенностях семьи; составляется прогноз адаптации в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На втором этапе ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода.

  • Медицинский работник, помимо основных функций : усиленный контроль за физическим состоянием детей (сон, аппетит, термометрия, стул), консультации с родителями, проводит в группах совместно с воспитателями дополнительную закаливающую и профилактическую процедуру – ароматерапию (масло эвкалипта, пихтовое масло). Предварительно берется согласие с родителей, проводится проба на индивидуальную непереносимость.
  • Педагог – психолог, совместно с медицинским работником анализирует причины нарушений адаптации детей (изучаются медицинские карты), составляет рекомендации родителям, воспитателям. (Нарушения сна, поведения, эмоциональной нестабильности и пр.)
  • Основное направление работы в адаптационный период – работа с детьми. Считается, что положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом. Педагог – психолог в течение адаптационного периода проводит занятия, психологические игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Предлагает воспитателям подборки игр, упражнений, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности.

Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа с детьми начинается с утреннего приема детей (около 7-45 до 8-20). Это речевые настройки, психологические игры, игры - забавы, повышающие эмоциональный настрой детей. Хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.

После занятий, перед прогулкой, проводится релаксация, игры на саморегуляцию. Релаксация проводится перед сном. Включение в работу педагогов методов профилактики психоэмоционального напряжения проходит в несколько этапов:

  • Разъяснение необходимости проведения психологических минуток для создания эмоционально – психологического комфорта как основы психического здоровья детей.
  • Обучение способам действия, обеспечение необходимым материалом: упражнения на саморегуляцию, тексты и музыка для релаксации, психологические игры.
  • Контрольный этап (2 – 4 недели): педагоги включают в работу психологические минутки и проводят самоанализ деятельности, возникающие вопросы решаются с психологом в рабочем порядке.
  • Проведение ежедневных психологических минуток в течение дня.
  • В приемной на информационном стенде размещаются рекомендации «Как облегчить для ребенка момент расставания с вами утром» (Приложение 4), информация о возрастных особенностях детей, характеристика адаптационного периода, рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации.
  • Педагог – психолог совместно с воспитателями и медицинским работником заполняет адаптационные карты (два раза в неделю во время дневного сна детей) (Приложение 5).
  • Музыкальный руководитель проводит «Музыкальные минутки» с внесением в группу и обыгрыванием детских музыкальных инструментов: колокольчики, трещотки, барабаны, металлофоны и пр.

Приглашает детей на экскурсии в музыкальный зал, на «концерты» - занятия детей средних и старших групп.

  • Руководитель Изостудии проводит «Художественные минутки»: знакомство детей с пальчиковой гуашью, коллективное рисование пальчиковыми красками. «Картинки на заказ» - рисование картинок по желанию детей на мольберте.
  • Методист осуществляет постоянный контроль, консультирует воспитателей, выявляет проблемы в работе, привлекая к их решению педагогов и специалистов ДОУ.

На третьем этапе проводится совещание по итогам адаптационного периода. Намечается работа с детьми с признаками дезадаптации.