Конкурс "Математический бой" (7–8-е классы)

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель.

Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

Воспитать в детях уверенность в себе и умение быстро сосредоточиться на главном; развивать в детях интерес к математике.

Задачи.

Содействовать развитию познавательной деятельности учащихся (восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение).

Способствовать формированию творческих способностей учащихся.

Поддерживать интерес учащихся к математике.

Участники конкурса.

В конкурсе принимают участие команды учащихся 7-8-х классов.

Условия участия.

Каждая команда, состоящая из 6 человек, готовит заранее название команды, девиз, эмблему, приветствие командам соперников и жюри, продолжительность выступления не более 3 минут.

Ход конкурса:

Учитель: - Здравствуйте! Объявляем “Математический бой” среди учащихся 7-8 классов. Он состоит из 6 этапов: приветствие, разминка, исторический этап; этап занимательной математики; конкурс капитанов и практический этап. Ваше участие будет оценивать наше уважаемое жюри (представляются члены жюри). По результатам прохождения всех этапов определяться команда-победитель и команды-призеры. Желаю всем удачи!

  1. Приветствие – 5 баллов. Время – 3 минуты.
  2. Разминка.
  3. Задание читается два раза, каждый учащийся решает сам и за верно выполненное задание получает 1 балл. Верные ответы суммируются, максимальный балл - 6 баллов (по количеству участников в команде). Время – 3 мин.

    Нам из Гомеля тетя
    Ящик яблок прислала.
    В этом ящике яблок
    Было в общем немало.

    Начал яблоки эти
    Спозаранок считать я.
    Помогали мне сестры,
    Помогали мне братья...

    И пока мы считали
    Восемь раз отдыхали,
    Восемь раз мы сидели
    И по яблоку съели.

    И осталось их сколько?
    Ох, осталось их сколько,
    Что, когда в этот ящик
    Мы опять поглядели,
    Там на дне его чистом
    Только стружки белели...

    Вот прошу угадать я
    Всех ребят и девчонок:
    Сколько было нас братьев?
    Сколько было сестренок?

    Поделили мы яблоки
    Все без остатка
    А всего-то их было
    Пятьдесят без десятка.
    (из стихотворения А. Пантелеева)

    Ответ: 3 брата и 2 сестры.

  4. Занимательный этап – 6 баллов. Время – 3 минуты.
  5. В стакане находятся бактерии. Через секунду каждая из бактерий делится пополам, затем каждая из получившихся бактерий через секунду делится пополам и так далее. Через минуту стакан полон. Через какое время стакан был заполнен наполовину?

    Ответ: через 59 секунд.

  6. Исторический этап – максимальный балл -15 бал. Время – 15 мин.
  7. Командам предлагается решить задачу из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.

    Магницкий Леонтий Филиппович (19 июня 1669 - 30 октября 1739) - преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701). Магницкий Л.Ф. был автором первого печатного руководства "Арифметика…" (1703) - свода математических знаний того времени. В своей "Арифметике" Магницкий Л.Ф. не только изложил правила выполнения основных арифметических действий, но и рассмотрел вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В 14 лет этот учебник был освоен Ломоносовым М.В., который назвал эту книгу "вратами своей учености". Приложение 1.

    Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят: за первую игрушку заплатил 1/5 часть всех своих денег, за другую – 3/7 остатка от первой покупки, за третью игрушку заплатил 3/5 остатка от второй покупки, а по приезде в дом нашел остальных в кошельке денег 1 руб. 92 коп. Спрашивается, сколько в кошельке денег было и сколько за которую игрушку денег заплачено.

    Решение:

    За верно выполненную задачу – дополнительно 2 балла

    Всего - 10+1+1+1+2=15 баллов

    Ответ: 10 руб. 50 коп. было в кошельке

    2 руб. 10 коп. – стоит 1 игрушка

    3 руб. 60 коп. – стоит 2 игрушка

    2руб. 88 коп. – стоит 3 игрушка

  8. Конкурс капитанов – 5 баллов. Время – 1 минута.
  9. Переложив 4 спички, превратите топор в три равных треугольника.

    Ответ:

  10. Практический этап – 12 баллов. Время – 5 минут.

Определить калорийность завтрака, если в него входят следующие продукты: мясо 100г., масло 20 г., картофель 50 г., сахар 20 г., яблоки 100 г., хлеб белый 150 г. Приложение 2.

Решение:

Мясо

166 к

2 балла

Масло

100г.-742к.

20 г. – 148,4 к

2 балла

Картофель

100 г.-63 к.

50 г.- 31,5 к.

2 балла

Сахар

100 г. – 405 к.

20 г. – 81 к.

2 балла

Яблоки

45 к.

2 балла

Хлеб белый

100г. – 240 к.

150 г. – 360к.

2 балла

166+148,4+31,5+81+360+45=831,9 к.

Ответ: 831,9 к

Подведение итогов.

Во время подведения итогов конкурса все участники разгадывают “таинственную” историю: Джон любил Дженни. Но однажды он, с силой закрыв наружную дверь, услышал странные звуки в комнате. Он вбежал туда и увидел Дженни, бьющуюся в агонии на полу, залитом водой. Что произошло?

Учащиеся задают учителю вопросы, начинающиеся со слов “верно ли, что…”. Учитель отвечает “да” или “нет”.

Ответ: Дженни - золотая рыбка. Аквариум упал от сотрясения, когда Джон захлопнул дверь.

Подсчитывается количество баллов основных этапов конкурса. Если при подведении итогов у команд совпадут баллы, то предлагается решить дополнительную задачу: карусель делает 5 оборотов в 1 минуту. На какой угол она повернется за 5 сек? Ответ: 1500.

Определяются команда-победитель и команды-призеры. Рекомендую похвалить детей за активность и дружбу. Поздравить победителей и вручить медали.

Литература

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах: Кн. для учителя/ Под ред. С.И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1984.

Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. - Киров: АСА, 1994.

Гельфман Э.Г. и др. Задачник про рациональные числа да, про Ивана с Еленой. – Томск.: Изд-во Томского университета, 1994.

www.wikipedia.org

http://dic.academic.ru/pictures/enc_biography/m_23377.jpg

http://ilib.mirror1.mccme.ru/djvu/klassik/o-magn.htm