Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обучающие:  продолжить формирование умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении; подвести учащихся к пониманию художественного значения образа Плюшкина через целостное восприятие и осмысление поэмы.
  2. Развивающие: расширять понятийно-терминологический и лексический запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, пробудить желание самостоятельно трудиться, искать решение проблемы.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за «дорогу», которую он выбирает, чувство стремления к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, цитаты из статьи А. Вронского, Ю. Манна, характеризующие  Плюшкина; иллюстрации А.А. Агина и Л.М. Боклевского «Портретная галерея героев – помещиков»; фрагмент из фильма – спектакля «Мертвые души» «Чичиков у Плюшкина», мультимедиапроектор, С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности.

Эпиграф к уроку

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»
(Н.В. Гоголь)

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся

Словарная работа:

Слайд:

Композиция

Духовная деградация

Духовное опустошение

Прореха

Вспомним последовательность описания встречи Чичикова с каждым из помещиков.

Слайд:

Описание деревни.

Описание господского дома.

Описание внешнего вида помещика.

Описание внутреннего вида помещичьего дома.

Операция купли-продажи.

Вывод:

- Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».

Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян.

- Какие приемы сатирического изображения помещиков в поэме мы увидели?

Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна.

Слайд (целеполагание для учащихся):

«Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». (А. Вронский)

«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». (Ю. Манн)

- Как вы поняли эти высказывания?

- В чем их противоречие?

- Нам  сегодня следует в этом разобраться.

- Выяснить, какое место занимает этот герой среди других помещиков,

- Как  помогает понять идею произведения образ Плюшкина?

По ходу рассуждения в тетрадях вы записываете выводы,  к которым мы придем вместе.

III. Усвоение нового. Анализ главы

1. Выявление восприятия материала:

- Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.

- Отзывы о Плюшкине:

«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»

«Такой скряга, какого  вообразить трудно»

«Всех людей переморил голодом»

«А… заплатанной…»

- Следует ли Н.В. Гоголь в этой главе общим приемам раскрытия образа?

- Эта глава, так же как и предыдущие, начинается с описания деревни.

2. Художественный пересказ описания деревни

3. Художественный пересказ описания господского дома

Вывод:

Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.

4. Выразительное чтение описания внешности помещика.

Вывод:

Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.

5. Просмотр фрагмента фильма – спектакля «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ)

Вывод:

6. Чем построение главы отличается от других глав о помещиках?

- В эту главу включен рассказ о прошлом Плюшкина. Перед нами предстает не просто «мертвая душа», а живая, превращающаяся в мертвую.

7. Пересказ истории жизни Плюшкина.

8. Выразительное чтение лирического отступления – размышления автора о юности и обращение к читателям.

- Кто виноват в духовной гибели Плюшкина?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу?

- Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня?

Вывод:

Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.

Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.

Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.

Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России.

9. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна

- Чью точку зрения вы разделяете?

- Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина.

IV. Самостоятельная письменная работа

Каково «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»?

Вывод:

1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни.

2. Плюшкин – скупец – расточитель.

Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.

3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин забывает о душе своей и чужой.

Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.

4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе.

5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.

С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.

Итог урока

Домашнее задание:

1. Собрать материал по теме «Чичиков – центральный герой поэмы».

2. Написать сочинение-миниатюру «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина».

1 группа - о деталях пейзажа;

2 группа - о деталях портрета;

3 группа - о деталях интерьера;

4 группа - о деталях, помогающих описать поведение героя.