Обучающий урок: "Конкуренция и рыночные структуры" с использованием ИКТ (10-й класс)

Разделы: Экономика

Класс: 10


Тип урока: обобщающий.

Задачи урока:

  • закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры»;
  • закрепить умения экономического анализа структуры рынка,
  • закрепить навыки решения задач по данной теме;
  • развивать логическое и творческое мышление;
  • воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Оборудование:

  • у учителя: ноутбук с необходимыми слайдами (Приложение 1);
  • у каждого ученика: Карточки №1, Бинарный тест, Карточки №2 (Приложение 2).

План урока с хронометражем

I. Сообщение темы и организационный этап – 1 мин.
II. Этап постановки задач урока – 1 мин.
III. Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Конкуренция и рыночные структуры» –
40 мин.
1. Фронтальная работа учащихся с Карточкой №1 – 8 мин.
2. Индивидуальная работа с Бинарными тестами – 8 мин.
3. Фронтальная работа с Карточкой №2 – 24 мин.
1) Обсуждение Проблемы №1 – 8 мин.
2) Решение Задачи №1по теме «Совершенная конкуренция» – 8 мин.
3) Комментарий графика по теме «Совершенная конкуренция» – 2 мин.
4) Обсуждение Проблемы №2 – 2 мин.
5) Решение Задачи №2 по темам «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 10 мин.
6) Комментарий графика по сравнению эффективности работы рынков «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 1 мин.
7) Выводы – 1 мин.
IV. Итог урока – 1 мин.
V. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Этап постановки задач урока

– На сегодняшнем уроке мы должны:

  • Закрепить знания по теме « Конкуренция и рыночные структуры»
  • Закрепить умения экономического анализа структуры рынка.
  • Закрепить навыки решения задач по данной теме.

Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Конкуренция и структур рынка»

Фронтальная работа с Карточкой №1

Ребята, перед каждым из вас лежит комплект карточек с заданиями. Предлагаю вам в группах поработать с Карточкой №1 и на основе высказываний вымышленных предпринимателей определить, в какой рыночной структуре работает каждый из них. Обосновать свой ответ, исходя из предложенных четырёх кривых спроса, характерных для каждой изученной рыночной структуры.

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.

Ответ: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Кривая спроса на продукцию фирмы является кривой отраслевого спроса и соответствует рис. 3 на представленном слайде. Максимальную прибыль получит монополист, уравнивая свои предельные издержки с предельным доходом, т.е. товара будет выпущено меньше, а цена на него будет выше, чем она была бы при конкурентной структуре рынка. Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения.

Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.

Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии. Для этой рыночной структуры характерна кривая спроса на продукт, имеющая излом в точке жёсткой цены. Выше этой точки кривая спроса весьма эластична, т.к. если предприниматель повысит цену, то конкуренты могут не последовать за ним, и он потеряет значительную долю рынка. Ниже точки жёсткой цены кривая спроса неэластична, т.к. если предприниматель снизит цену, снизят цену и конкуренты, т.к. не захотят терять своей доли рынка, что может привести к ценовым войнам. Такой кривой спроса соответствует рис. 1. Примером такой рыночной структуры служит автомобильная отрасль промышленности.

Предприниматель №3: Я в погоне за максимальной прибылью могу манипулировать ценой, количеством продукта, но главное в моём бизнесе, не забывать про рекламу! И всё делать для того, чтобы покупатель всегда мог отличить мой товар от товара конкурентов за счёт мнимых или действительных различий.

Ответ: Данный предприниматель работает на рынке монополистической конкуренции. Из-за того, что выпускаемый им продукт имеет много заменителей, его кривая спроса очень эластична и соответствует кривой спроса, изображённой на рис. 4. Чтобы иметь хотя бы небольшую рыночную власть над покупателями, предпринимателю постоянно приходится пользоваться рекламой, доказывая уникальность своего товара. Примером такой рыночной структуры служат сети салонов-парикмахерских, кафе и т.д.

Предприниматель №4: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.

Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Кривая спроса его товара является горизонтальной линией, что соответствует рис. 2. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. Предприниматель выпускает стандартный товар, поэтому он не нуждается в рекламе. Примером этой рыночной структуры служит рынок зерна, рынок валюты, рынок ценных бумаг.

Кривые спроса для различных рыночных структур

– Совпадают ли ваши мнения, ребята, с высказанными характеристиками или в чём-то они расходятся? Как вы считаете, усвоены ли вами признаки рыночных структур?

Вывод: признаки рыночных структур нами усвоены, но отдельным учащимся следует повторить данную тему.

Индивидуальная работа с бинарным тестом

– А теперь поработайте индивидуально с бинарными тестами. Их три варианта. Каждый вариант соответствует определённой рыночной структуре. Подпишите тесты и возле каждого утверждения поставьте буквы: «В» – если вы согласны с утверждением; «Н» – если вы не согласны с утверждением.
На выполнение этой работы вам даётся 5 мин. Работа окончена.
Выполните взаимопроверку по представленному ключу. (2 мин.)
Критерии оценки: «5» – всё верно
«4» – неверно три и менее ответов
«3» – неверно четыре, пять ответов
«2» – неверно шесть и более ответов. Передайте работы учителю.

Фронтальная работа с Карточкой №2

На основании полученных знаний теории поведения продавца в различных рыночных структурах с целью максимизации прибыли или минимизации убытков предлагаю вам обратиться к Карточке №2, в которой представлены некоторые экономические проблемы и задачи. Прошу проанализировать, как будут разрешены экономические проблемы в зависимости от того, в какой рыночной структуре работает продавец. Двое учащихся в это время будут работать индивидуально с Задачей №1

Проблема №1

Вопрос: Могут ли владельцы свиноферм поднять отпускные цены, когда растёт стоимость кормов? К какой рыночной структуре относится это производство? [1]

Ответ: Рынок производства свинины относится к рынку совершенной конкуренции, т.е. продавец свинины является ценополучателем, и он никак не может повлиять на рыночную цену.

Вопрос: Удорожание свиного корма увеличивает затраты владельцев свиноферм на откорм имеющихся свиней. Как можно прекратить откорм? Почему удорожание свиного корма может ненадолго сбить цену на свинину? [1] Прошу проиллюстрировать ответ на графике.

Ответ: Каждый отдельный производитель на рынке совершенной конкуренции для максимизации прибыли или минимизации убытков вынужден уравнивать свои предельные издержки с ценой, сложившейся на рынке. При превышении предельных издержек существующей рыночной цены владельцы свиноферм должны уменьшить объём производства, т.е. часть свиней предназначенных для откорма заколоть и свинину реализовать на рынке. Аналогичные действия каждого фермера приведут к тому, что в мгновенном периоде рыночное предложение свинины возрастёт. (Рис.5)

Иллюстрация поведения продавца на рынке совершенной конкуренции

Вопрос: Каким образом увеличение цен на свиной корм постепенно приведёт к увеличению цены свинины? [1] Прошу показать на графике (Рис. 6).

Ответ: Свиной корм является сырьём в производстве свинины. Его удорожание приводит к увеличению издержек производства и снижению предложения свинины во всей отрасли, что приводит к увеличению цены и сокращению равновесного количества.

Изменение рыночной цены на продукт при уменьшении его предложения

Вопрос: К какому выводу вы пришли при рассмотрении этой проблемы?

Ответ: Каждый производитель, работающий на рынке совершенной конкуренции, в производстве своего товара испытывает большую зависимость от сложившейся цены на рынке.

Прошу прокомментировать у доски решение Задачи №1 (Рис.7), а остальных подумать над Проблемой №2

Задача 1. Конкурентная фирма продаёт школьные тетради по цене 6 руб. за штуку. Общие издержки на производство 10 тыс. шт. тетрадей составили 80 тыс. руб., в том числе постоянные издержки составили 15 тыс. руб. При этом средние переменные издержки производства оказались минимальными. Какова наилучшая стратегия поведения фирмы? [2]

Дано: P = 6 руб.                               Решение:
Q = 10 тыс. шт.                                Т.к. по условию задачи AVC=min, то определив  ТС = 80 тыс. руб.  это значение, можно сравнить полученный результат с сложившейся
FC = 15 тыс. руб.                             рыночной ценой  и прийти к определённым выводам.
AVC = min                                        AVC = VC: Q = 65 : 10 = 6,5  (руб.)
Стратегия поведения фирмы – ?   VC = TC – FC = 80 – 15 = 65 (тыс. руб.)

По условию задачи AVC = min, а рыночная цена тетрадей равна 6 руб., т.е. фирма не покрывает не только средние постоянные издержки, но и средние переменные. Правильной стратегией поведения фирмы будет сокращение производства до нуля и выход из отрасли.
Прошу проиллюстрировать данный вывод на графике (Рис.7)

Иллюстрация точки минимального производства товара

Вывод: При изменении рыночной цены продавец максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, уравнивая предельные издержки с предельным доходом. При этом количество выпускаемой продукции определяется кривой МС, которая является кривой предложения фирмы. Минимальный выпуск продукции определяется точкой А  (минимальными  средними переменными издержками) и осуществляется при цене 6,5 руб. При цене меньше 6,5 руб. фирма прекращает выпуск продукции.
Полной противоположностью рынка совершенной конкуренции является монополия.

Прошу вас обратиться к Проблеме№2:

Проблема №2

В «Богатстве народов» Адам Смит написал следующее: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей, или  которую, как предполагается, они согласны заплатить». Имеет ли это утверждение оправданный смысл или мы должны заключить, что даже основатель экономической науки иногда небрежно обращался со словами?  [1]

Ответ: Монополист, максимизирующий свою прибыль, уравнивает предельные издержки с предельным доходом и устанавливает цену, которая  обеспечивает  ему это, т.е. следовало бы написать: «Цена монополии является самой выгодной из тех…».
Предлагаю вам на примере задачи убедиться, что более выгодным для общества является рынок совершенной конкуренции по сравнению с монополией.
Первый вариант отвечает на вопрос  А) задачи; второй вариант – на вопрос В).
Обоим вариантам будет оказана пошаговая помощь.

Задача 2

Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара. Следующая информация отражает положение фирмы:
MR = 1000 – 20Q; TR = 1000Q – 10Q2, MC = 100 + 10Q
где: Q – объём выпускаемой продукции (ед.); P – цена за единицу товара (руб.). Сколько и по какой  цене будет продано товара, если: А) фирма функционирует как простая монополия; Б) отрасль функционирует в условиях совершенной конкуренции? [3]   

Решение:

А) Условие максимизации прибыли монополистом: MR = MC
1000 – 20Q = 100 + 10Q          30Q = 900
Q = 30(ед.)
Цена товара определяется кривой спроса. Функцию  спроса определим по имеющейся   функции выручки:
TR = P * Q = 1000Q – 10Q2  = (1000 – 10Q) * Q
P = 1000 – 10Q
P = 1000 – 10 * 30 = 700 (руб.)
Ответ: Q = 30 ед. , P = 700 руб.

Б) На рынке совершенной конкуренции кривая предельных издержек является кривой предложения, т.е.: S = MC =100 +10Q
Кривая спроса задана уравнением:
P = 1000 – 10Q
TR = P * Q = 1000Q –10Q2  = (1000 – 10Q) * Q
В точке равновесия 100 + 10Q = 1000 – 10Q
20Q = 900
Q = 45(ед.)
P = 1000 – 10 * 45 = 550 (руб.)
Ответ: Q = 45 ед. ,  P = 550 руб.

Прошу прокомментировать полученные ответы каждого варианта на графике. (Рис.8)

Цена и количество   товара, производимого на рынке совершенной   конкуренции и монополии

Вывод: На рынке совершенной конкуренции равновесная цена  и равновесное количество определяются пересечением кривых рыночного спроса и предложения (точка Е).
Количество товара,  производимого монополией, определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (точка N),  цена монополии определяется кривой спроса. Таким образом,  рынок совершенной конкуренции производит больше товара, по более низкой цене по сравнению с монополией, что является более
выгодным для общества.

Итог урока

– Подведём итог урока. Вспомним поставленные задачи:

  • Закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры».
  • Закрепить навыки решения задач по данной теме.
  • Развивать логическое и творческое мышление.
  • Воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

– Итак, что из поставленных задач мы выполнили на уроке? Достаточны ли ваши знания поданной теме?
– Мы считаем, что тема нами усвоена, с большинством заданий мы справились.
– Как вы считаете, какие задания соответствовали развитию экономического, логического и творческого мышления?
– Развитию экономического, логического и творческого мышления способствовали
обсуждение проблем, решение задач.
– За этот урок вы получите по оценке. Те, кто работал у доски, имеют ещё дополнительную оценку.

4. Домашнее задание

– Ребята, дома вы выполните два задания:

  • Составьте задачу по теме «Рынок совершенной конкуренции» так, чтобы продавец, работающий на данном рынке, получал экономическую прибыль.
  • Составить четыре теста: по одному для каждой рыночной структуры.

Список литературы:

  1. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., Дело, 1992.
  2. Ларичева З.М. и др. Сборник олимпиадных заданий по экономике для школьников. Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2007.
  3. Микро- макроэкономика. Практикум / под ред. Ю. А. Огибина. СПб: «Литера плюс», «Сант-Петербург оркестр», 2004.