Урок музыки: "Колокольные звоны на Руси"

Разделы: Музыка


Задачи урока:

  • Образовательные:
    • cформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
    • познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
    • познакомить с колоколом в обыденной жизни русского человека;
    • колокольные звоны в произведениях композиторов.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
    • воспитывать уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли.
  • Развивающие:
    • развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

Формы работы:

  • Групповая;
  • Индивидуальная
  • Фронтальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Рразделение класса на 2 группы, объяснить форму оценивания (за каждый правильный и полный ответ выдавать нотку, в конце урока подсчет ноток, у какой группы больше – та победила).

II. Музыкальное приветствие каждой группе.

III. Музыкально-теоретическая разминка:

По одному ученику из каждой группы – работа по карточкам. Задача: расставить такты, сольфеджирование с игрой на клавиатуре.
Остальные блиц – опрос: каждая группа по-очереди (Приложение 1, слайд 1), по фотографии определить композитора, вспомнить, какие слушали произведения;
викторина: определить произведение, автора, образ, форму.

IV. Дыхательная гимнастика (перед вокально-хоровой работой):

Упражнение "Воздушный шарик": Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" – выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 – 3 раза).
– Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора.
– Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.
Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

V. Опрос учеников по карточкам:

Cольфеджируют и играют на инструменте; дети оценивают правильность исполнения и определяют песню по исполнению и по нотам на экране.

1 группа  исполняет песню (карточка №1 песня «Умывает красно солнышко»)
2 группа исполняет песню (карточка №2 часть 2 из хора «Русская изба»)

VI. Новый материал

– Молодцы! Вы все постарались и хорошо исполнили песни и заслуженно получили по нотке.  А сейчас хочу прочитать стихотворение. Послушайте внимательно и определите, о чём оно.

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.

Ответы детей
– Необычайно красивый цветок. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
Тема нашего урока будет посвящена этому поющему цветку, она звучит так: “Колокольные звоны на Руси”
Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Почему? Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?
Ответы детей.
– Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.
– Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте?
Ответы детей.
– А если язык лёгкого веса?
Ответы детей.
– А вот как выглядят колокола, входящие в состав симфонического оркестра. (Показ).
– Когда на Руси появились колокола? Давно – в 9 веке  с принятием христианства на Руси, и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Звучат колокола
– А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
Ответы детей
– Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука.

Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Его называют «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви».

Трезвон – звон во все колокола (в отличие от благовеста). Различают собственно трезвон (удары трижды с небольшими перерывами), двузвон, перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого), перебор (медленные поочередные удары, начиная с самого малого; завершается ударом во все колокола).

Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол; указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века.

Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были словно живыми: им, как и людям, давали собственные имена – Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь…
Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.
Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера, став невидимым. Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым.

Слушание отрывка из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.А.Римского-Корсакова. Как звучит колокол? (Приложение 2)

– А вот ещё одно произведении русского композитора – М. Мусоргский пролог из оперы «Борис Годунов». Как в этом фрагменте звучит колокол?

Слушание пролога из оперы «Борис Годунов». (Приложение 3)

– Обратите внимание на нотную запись – благовест: долгие ноты, трезвон – более мелкие длительности.

VII. Итог урока

– Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.
– Под конец  урока прослушайте  удивительное стихотворение, которое раскрывает весь смысл нашего урока.

Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя , против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!
Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,
Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнку
Вот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас –
Прямо в души.
Всё призывней, всё сильней,
Всё набатней,
Всё соборней для людей,
Всё понятней.
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
Исполина
А вослед ему звучат
Говорливо
Колокольчиков-внучат
Переливы
Позабудутся на миг
Боль да горе.
Озарится светом лик
В каждом взоре.
Раскрываются сердца.
Люди-братья.
Словно не было конца
И распятья,
Словно не было потерь
И печали –
Снова радуйся и верь,
Как в начале
И для жизни собирай
Снова силы,
И сражайся и страдай
Для России.
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами,
То ль сомнения вас жгли,
То ли беды –
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Никогда ваш гул и стон
Не остынет –
Потому что боль жива
В вашем сердце,
Потому что знали вы
Слёзы жизни
И страдали для любви,
Для отчизны.
Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией.

– Завершим наш урок песней «Мы землю эту Родиной зовём!».

Подсчет ноток у каждой группы. Выставление оценок.