Урок по обучению грамоте: "Согласные звуки Г и мягкая Г "

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    • познакомить с новыми звуками и буквами;
    • упражнять в звуко-буквенном анализе;
    • продолжить формирование навыка сознательного, правильного слогового выразительного чтения;
    • дать представление об однокоренных словах, пополнять словарный запас.
  • Развивающие:
    • развивать фонематический слух;
    • способствовать развитию речи, внимания, мышления, развитию умения рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • расширить знания о грибах.

Оборудование: В.Г.Горецкий «Азбука»,мультимедиа, иллюстрация на с.122-123, стихи про гриб, таблица со слогами, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

– Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть. Как вы работаете на уроке, чему научились. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Пожалуйста, сядьте правильно. И в путь, за новыми знаниями. (Даю карточку.)

II. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам «Русской Азбуки. (Приложение. Слайд 1) Путь наш не близок. Лежит он сквозь густой лес. (Приложение. Слайд 2) Кого мы встретим на своём пути? Ребята, давайте возьмём с собой все знания, которые мы уже приобрели. Давайте повторим звуки и буквы, которые мы изучили. Поднимите глаза на «ленту букв».

– Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласного.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного.
– Какие буквы хитрые? Почему?
– Когда эти буквы обозначают два звука?
– А когда указывают на мягкость согласного?
– А сейчас проверим работу по карточкам. Ребятам надо было посчитать в словах буквы и звуки.

1. Яблоко – …б., зв.
2. Витя – …б.,…зв.
3. Маяк – …б.,…зв.

III. Сообщение темы

Прозвенел уже звонок,
Начался давно урок.
В путешествие идём
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте, наблюдайте.
Сказку нашу отгадайте.
Глазки шире открывайте.
Ушки лучше навостряйте. (Приложение. Слайд 6)
В тридевятом царстве,
В грибном государстве.
Жили-были мужички.
Крепыши-боровички.
Жили так как мы живём,
Был у каждого свой дом.
А в домах грибочки:
Дочки и сыночки.
И гуляли по утрам
Дамы в шляпах тут и там.
Старички-грибовички
Прятались в пенёчке,
Царство это мы найдём,
Если утром в лес пойдём.

– В какое время суток мы пойдём в лес?

IV. Постановка темы урока

Фонетическая зарядка

– Как гогочут гуси? – Какой новый звук услышали? Кто догадался, какие звуки мы будем изучать? – Вот сегодня мы узнаем всё об этих звуках. Научимся читать слова с этими звуками.

V. Работа над новым материалом

– Вот мы и в лесу. (Приложение. Слайд 7)

1. Выделение звуков (г).(г) из слова: гриб.

Загадка.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Что это? (Приложение. Слайд 8)

– Произнесите слово гриб.
– Какой звук слышим в начале слова?
– Произнесите новый звук несколько раз.
– Подумайте, гласный он или согласный?
– Закройте ушки. Произнесите ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой.
– Давайте ёщё раз его произнесём: твёрдый он или мягкий?

2. Недалеко от сосны стоит пень. (Приложение. Слайд 9). Если его внимательно рассмотреть, то можно определить сколько лет росло это дерево. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву А на что похожи кольца? (На круги.) Поговорите по слогам слово кру-ги. – Выделите второй слог. Какой первый звук? Какой он? Почему? – Так давайте дадим характеристику звуку (г.г)

3. Позиция звука в слове

– Какой это звук? Где находится? Твёрдый или мягкий? Докажите.

  • гном
  • игрушка
  • газета
  • гости
  • грелка
  • снеговик
  • грядка
  • гитара

Перекличка: встаньте, дети, в именах и фамилиях которых слышится звуки (г.г).

4. Знакомство буквами Г г.

– Для обозначения мягкого и твёрдого звука используют букву Г (гэ).
– Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы. (Показ.)
– Не забыли, для чего используют большую букву?
– А мы с вами учили памятку-рифмовку про заглавную букву. Давайте её вспомним. (Чтение хором.)

Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.

5. Давайте посмотрим на что похожа буква Г. (Приложение. Слайды 10, 11)

6. Печатание Г г.

7. Чтение слогов.(Приложение. Слайд 12)

га ги го ге гу

– Почему эти слоги разделены на две группы?

8. Упражнение на развитие поля ясного видения с фиксацией зрения на средней линии (Приложение. Слайд 13)

9. Чтение слогов: ог аг уг иг яг (Приложение. Слайд 14)

10. Упражнение на развитие поля ясного видения (Приложение. Слайд 15).

11. Чтение по таблице.

12. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы сильнее.
Раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.

13. Чтение скороговорки с интонацией.

Га-га-га – вот дремучая тайга! (Восхищённо.)
Гу-гу-гу – мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)
Ге-ге-ге – заблудились мы в тайге. (Печально.)
Ги-ги-ги – наконец мы вышли из тайги! (Радостно.)

(Даю карточку.)

14. Развитие речи

Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 122-123 (Приложение. Слайд 17)

– Какой город здесь нарисован? (Грибной)
– Почему так думаете? – Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию? – Давайте проверим задание, которое выполняла…

а) Подчеркни слово, относящееся к картинке: стол, роза, гномики, нитки.

б) Проверка. (Приложение. Слайд 18)

15. Ребята, а давайте возьмём наших гномиков в путешествие! Домоседа оставим дома. – Вот гномик Пиши-читай. (Показ.) Он очень серьёзный. И Пиши-читай предлагает нам прочитать слова с новыми звуками. (Приложение. Слайд 19.)

а) Наращивание слов: ри гри гриб грибы грибов грибники

– Кто такие грибники?

б) Рассуждение:

– Что заметили, читая слова во втором столбике? (Выделено жирным шрифтом часть слова гриб.)
– Это главная часть слова, она называется корнем, а все слова однокоренные или родственные.

17. Чтение слов с пометами на с.122 «Азбуки»

– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. – Почему они записаны с заглавной буквы?

18. Работа над текстом на с. 122

– Давайте ответим на вопросы гномика Вопросика. – Кто набрал много грибов? – Какие грибы были у Гали в корзинке? – А какие грибы у Гены? – Как называется гриб, который и красив , и велик? – Давайте прочитаем, как он называется по-другому. (Приложение. Слайд 20)

19. Чтение стихотворения читающим учеником

Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!

20. Беседа:

– Не все грибы наши друзья. Есть и ядовитые. Если человек съест их, то может отравиться. Поэтому, запомни, если не знаешь, какой это гриб перед тобой, – не бери его. В нашем рассказе Гена собирал какие грибы? (Поганки.)
– Посмотрите на этот гриб. (Приложение. Слайд 21). У неё чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

21. Физкультминутка

Вижу, все немного устали.
И поэтому все встали.
Идём в лес по грибы (шагают).
Встали рано утром,
Потянулись,
Сделали зарядку (несколько движений)
Умылись (имитация),
Оделись, взяли корзинку и пошли.
Идём по лесу.
Деревья большие, раздвигаем ветки (имитируем).
Чтобы найти гриб, надо наклониться.
Увидели…
Присели, срезали, положили в корзинку.
Пошли дальше.
Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…
Пошли дальше.
Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…
Полная корзинка.

22. Развитие речи

– А вот Гномик Любознайка спрашивает: как надо собирать грибы? (Вспомните физкультминутку.) Правильно, ребята, нельзя рвать грибы. Так можно повредить грибницу. – А кто из вас знает, что такое грибница? (Приложение. Слайд 22).
– А какое правило должны знать грибники?
– А мухомором – ядовитым грибом, лечатся некоторые животные. например лось. (Приложение. Слайд 23)
23. Гномик Говорун предлагает прочитать нам скороговорку. (Приложение. Слайд 24)

Гриб на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!

24. Игра «Пропала буква» (Приложение. Слайд 25)

В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит.

– Да это то же гномик Тихоня, он никак не может найти убежавшую букву г. Найдите, пожалуйста. беглянку и поставьте её на своё место, чтобы получилось слово.

1. аз
2. бе
6. ила
4. тир
5. лаз
6. рад

VI. Итог

– Вот наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми заданиям, которые вам предложили гномики-грибочки. Но чтобы вернуться, надо ответить на вопросы гномика Повторялки. – Какие звуки вы изучили сегодня на уроке?
– Что вы о них узнали?
– Какой буквой они обозначаются?
– Сказочные лесные гномики дают нам следующий наказ: (Приложение. Слайд 26)

  • Не рвите грибы!
  • Поганки – ядовитые грибы!

– Урок окончен! Вы сегодня хорошо работали! (Приложение. Слайд 27)