Разработка урока по обществознанию в 10-м классе. "Мировоззрение: связь человека с эпохой"

Разделы: История и обществознание


Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Мировоззрение: связь человека с эпохой» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах. В ходе работы над изучением темы учащиеся оценивают свой вклад в решении проблемы на основе самоанализа, в ходе групповой работы учатся сотрудничать, выслушивать мнение других, защищать собственную точку зрения, овладевают навыками само- и взаимоконтроля

Цели урока:

  • Образовательная: организовать самостоятельную работу учащихся по решению учебной задачи: выявления сущности, внутренней структуры, закономерностей в развитии и исторических этапах становления и значения в жизни человека важнейшего духовного ориентира-мировоззрения, создать условия для осмысления учащимися ценности и значимости данного явления для формирования духовной культуры общества, будущего цивилизации.
  • Развивающая: формирование основ базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
  • Воспитательная: моделирование ситуаций, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируется ценностное отношение ученика к окружающему миру и к людям, создаются условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.

Реализация цели будет осуществляться на основе модульной технологии с использованием индивидуального учебного пакета, состоящего из индивидуального рабочего листа с заданиями (Приложение 1) и оценочного листа (Приложение 2), где будет фиксироваться поэтапное решение каждым учеником учебных задач.

В ходе реализации каждый ученик должен овладеть:

  • Знаниями о сущности, внутренней структуре, закономерностях в формировании мировоззрения, его связи с исторической эпохой, преемственности в развитии как отражении общечеловеческого начала духовных ценностей, лежащих в основе мировоззрения
  • Умениями провести элементарное исследование, оперируя известными учебными материалами, выделять сущностные черты явлений и процессов, закономерности, им присущие, моделируя и обобщая
  • Навыком вхождения и сотрудничества в группе и паре, умением динамично включаться в работу, менять формы деятельности и способы решения задачи

Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.

Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.

Способы мотивации, способствующие расширению субъектной активности учащихся: коммуникативная атака, интрига в анонсировании темы, мозговой штурм

Оборудование: учебные пакеты с заданиями, опорные схемы-рисунки (Приложение 3), документы с высказываниями мыслителей и философов (Приложение 6, Приложение 5), материал с текстом для групповой работы (Приложение 4) опорные схемы, написанные на доске, отражающие связь между понятиями «Знания – убеждения – поступки», «Знания – вера – убеждения».

Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, убеждение, ценности, идеалы.

Урок состоит из нескольких блоков-этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая.

Вводное слово учителя: Каждый человек обладает набором особых признаков, которые отличают его от других людей, они делают нас разными, но сохраняют в нас общие базовые признаки, которые определяют нашу принадлежность к человеческому обществу. Кроме этого каждый обладает особым внутренним миром-миром духовных переживаний, эмоций, представлений, убеждений, которые составляют основу нашего «Я», делают нашу жизнь осмысленной.Какими бы разными не были люди, в какие бы времена и эпохи они не жили, все они рано или поздно стремятся постичь мир во всей его целостности, определить свое место в этом мире, это заставляет каждого из нас задуматься над тем, какой внутренний механизм заставляет нас стремиться к философскому осмыслению действительности. Как он формируется, как создается, какое значение имеет?

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Ход урока представлен в таблице – Приложение 7.

Список используемой литературы:

  1. Человек и общество. Современный мир. М., «Просвещение», 1994.
  2. Беллер Г.А. Экзамен разума. М., «Мысль», 1988.
  3. Мишина И.А.Жарова Л.Н. Михеев А.А.Всемирная история. Киев, «Генеза», 1995.
  4. Гуревич П.С.Человек. М., «Дрофа», 1995.
  5. Библиотека Ф.Павленкова. Биографические повествования. Челябинск «Урал»,1995.
  6. Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций. М., «Дрофа», 2001.