"Портрет ученика". Личностноориентированное внеклассное занятие по литературному чтению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Участники: учащиеся 3 класса и классный руководитель.

Цели:

  1. формирование у воспитанников желания улучшать свои достижения – в учебе и поведении;
  2. продолжать работу над освоением детьми приемов самоанализа и самооценки своих действий и коллективно составить портрет ученика 3 класса.

Оборудование: проектор мультимедийный; карточки с буквами для выставления пословицы; солнышко, лучики со словами, тучки; карточки с правилами; бумажные фигурки человечков; словарь.

Дополнительная подготовка: презентация «Наша школа».

Ход занятия

1. Введение в тему.

На слайдах фотографии – школа и школьная жизнь: уроки, перемены, конкурсы, игры, праздники; учителя и ученики.

Звучит песня «Чему учат в школе» и презентация «Наша школа» (дети смотрят)

– Ребята, вам нравится ваша школа? (ответы детей)

– А что вы понимаете, когда слышите слово «школа»?

Учитель обобщает и систематизирует ответы учеников.

– Да, ребята, вы правы, наша школа – это талантливые учителя и старательные ученики. Так же вы правы, что главный труд учащихся – это учебная деятельность. А как известно, труд облагораживает человека, развивает и воспитывает.

– Вот мы сейчас и поговорим о том, какими качествами и компетенциями должен обладать ученик 3 класса, главный труд которого учеба. Результатом нашего занятия будет составленный вами портрет современного ученика 3 класса средней общеобразовательной школы.

2. Работа с пословицей «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Из букв алфавита я выставила пословицу и закрыла ее. Постарайтесь открыть минимальное количество букв, и догадайтесь, что за пословица откроется перед вами.

– Кто объяснит смысл пословицы?

– С чем ассоциируются знания, учение? (свет)

– Что дает нам свет? (Предположительные ответы детей: добро, мудрость, знания.)

Ребята, а вот послушайте библейскую мудрость, она звучит по-другому, а смысл тот же или нет?

[Приложение] («Преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмой»).

– Есть вам что сказать?

3. Ассоциация. 

– Обозначим знания и учебу солнышком. (На доске появляется солнышко без лучиков)

– Свое тепло нам дарит солнышко. Ребята, подумайте, а что лучистое солнышко-знание подарит всем тем людям, которые стремятся к знаниям? (Ответы ребят, к солнышку прикрепляются лучики со словами: радость, ум, интеллект, уверенность в себе, компетентность, общительность, индивидуальность и т.д.)

– А что тебе мешает в учебе? (лень, несобранность, невнимание, ит.д.)

На доске появляются тучки, закрывающие солнышко.

– Верно, ребята. Тучки мешают солнышку ярко светить, вот так и эти качества мешают главному труду ученика – учебе (образованию). Поэтому, к сожалению, нередко можно увидеть в школе хмурых, всегда всем недовольных, неуверенных в себе ребят.

4. Инсценирование.

– Ребята, вашему вниманию представляется инсценирование стихотворения замечательного, всеми вами любимого детского поэта Бориса Заходера «Вредный кот».

В этой сценке участвуют Илья и Сергей. Илья исполняет роль Вовы, а Сергей – роль Пети.

– Посмотрите, послушайте и подумайте, почему так говорят, будто Вова виноват?

«Вредный кот»
– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы…
– Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» –
«Что, пришел?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь.
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
– А он?
– Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

(Высказывания ребят на поставленный вопрос).

– Ребята, закройте глаза и попробуйте заглянуть в себя. Задайте себе вопрос:

– А я…

– К чему может привести…

– Не будет ли это очередной «тучкой»?

Кот закроет солнышко-знание, а значит и помешает человеку стать образованнее и благороднее.

5. Зонтик откровений.

У нас в классе есть зонтик откровений. Вы помните, что под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца?

– Кто желает рассказать, какие чувства у тебя возникают, когда за свой труд ты получаешь хорошую отметку?

– А что у вас в душе происходит, если случилась неудача?

Вывод: очень важно уметь откровенно разговаривать с собой, с мамой, с учителем. И если ты старательно учишь правило или таблицу умножения, а у тебя не все получается, а может наоборот отлично складывается, то обязательно пооткровенничай с близкими тебе людьми (мама, папа, бабушка, учитель) и ты увидишь, что тучки, если они были, разбегутся, настроение станет солнечным и радостным. Ну, а если у тебя все получается, тогда ты порадуешь взрослых своими успехами.

6. Правила поведения

– Влияет ли поведение ученика на его учебную деятельность?

– Не секрет, что от вас в школе требуется соблюдение правил поведения. Я не сомневаюсь в том что вы их хорошо знаете.

– Для чего они нужны? Давайте вспомним. (Дети читают правила, заготовленные на листочках по номерам)

  1. На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и внимательным.

  2. Все пиши, не отставая,
    Слушай, не перебивая.

  3. Говорите четко, внятно,
    Чтобы было всем понятно.

  4. Если хочешь отвечать,
    Надо руку поднимать.

  5. На математике считают,
    На перемене отдыхают.

  6. Будь прилежен на уроке,
    Не болтай: ты не сорока.

  7. Если друг стал отвечать,
    Не спеши перебивать.

  8. А помочь захочешь другу –
    Подними спокойно руку.

  9. Знай: закончился урок,
    Коль услышал ты звонок.

  10. Когда звонок раздался снова –
    К уроку будь готовым.

  11. Чтоб не тревожили врачи,
    На перемене не кричи.

7. Работа с пословицей «Корень ученья горек, а плод его сладок»

– Прочитайте пословицу.

– Как вы понимаете ее смысл?

– Какие ассоциации вы бы получили, если смысл пословицы сопоставили с одним только словом?

– Замените одним словом, подходящим по смыслу. (Рассуждения детей)

– Ребята, я предлагаю связать со смыслом пословицы следующие слова:

НАСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ

– Подумайте, почему?

– Правы мы или нет, рассудит толковый словарь Ожегова. (Учащиеся находят в словаре значение слов и убеждаются в синонимии)

– Скажите, легко или трудно ли воспитывать эти качества в себе?

– Ваше понимание этой пословицы?

– Послушайте замечательные строки В. Берестова о терпении. (Ученица читает стихотворение)

Если хочется пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

– Вы согласны с автором строк?

– Вот сколько добрых дел, ребята, остается недоделанными, если не хватает терпения! А вот наши предки твердо знали: Доброделание требует долготерпения. Набраться терпения – часто слышим мы. Тогда наши надежды будут сбываться.

8. Составление портрета ученика 3 класса.

На доске заготовки символических человечков. У ребят заготовки одежды по принципу девочкам – одеть девочку, мальчикам – мальчика, фломастер. На одной заготовке пишут 2-3 слова, например: у девочки юбка – терпение, настойчивость, бантики – ум, интеллект и т.д.

– Каждый из вас пусть напишет одно слово – название качества, которое помогает тебе в учебном труде, поведении, которые помогут вам стать современным, компетентным и успешным школьником.

– Когда напишите, выходите к доске, и будем составлять портрет ученика.

– Итак, ребята, вот у нас получился портрет ученика 3 класса. И если пока не все так, как хотелось бы, какой мы вывод сделаем из сегодняшнего занятия?

Вывод: вот и получился портрет современного третьеклассника, который совершенствует себя через учебный труд, через постоянную работу над собой. Но нужно прилагать еще немало усилий, ребята! Недаром есть такая пословица: «Век живи, век учись».

– Спасибо за работу, дети. Занятие подошло к концу.