Урок биологии "Генетика человека на современном этапе"

Разделы: Биология


Мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире. Достижения молекулярной биологии и генетики поражают возможностями человеческого разума. Человек становится всевластным над собственными генами. Сегодня главным объектом исследования является человек. Перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов и продления жизни человека. Но, решение проблемы возможно лишь при высокой биологической грамотности населения. И в этом первостепенная роль принадлежит школе.

Генетика достигла таких высот, что ученые могут изменить геном так, как никогда природа не предусматривала. Многие наследственные болезни, еще недавно считавшиеся неизлечимыми, стали доступны для точной диагностики. Генетический анализ становится доступным, почти как анализ крови. Считаю очень важным знакомить учащихся на уроках с последними достижениями генетики человека. Хочу поделиться своей находкой- уроком «Генетика человека на современном этапе». Этот урок вызывает у учеников большой познавательный интерес и ярко выраженные эмоции. На уроке учащиеся понимают важность получаемых биологических знаний. Урок направлен на изучение нового материала дополнительного объема. На уроке решаются также вопросы этического и морального плана. Компьютерная презентация урока служит информационной и зрительной опорой.

Цели и задачи - систематизировать знания учащихся о методах генетики,

  • расширить и углубить знания о направлениях генетики человека, включением дополнительной информации
  • проверить умение анализировать модели,
  • дать возможность осознать практическое значение данной темы,
  • совершенствовать навык поиска необходимой информации через сеть Интернет,
  • формировать навыки сворачивания больших объемов информации при изучении темы.

Ход урока:

 Этапы урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся

Организационный момент и мотивация

Определяет готовность учащихся к уроку.

Объявляет тему урока.

Предлагает проблему. Предлагает рассмотреть диаграмму на слайде презентации «Статистические данные показывают, что смертность населения в России по всем основным показателям растет. Это очень серьезная проблема для страны. Как можно уменьшить рост смертности? Какие бы вы предложили пути решения этой проблемы?».

Формулирование задач урока. Обосновывает значимость биологических знаний. см. Приложение 1.

Включаются в решение проблемы.

Предлагают пути решения проблемы (пропаганда здорового образа жизни, занятия спортом, улучшение экологического состояния среды, развитие медицины, науки и т.д.)

Изучение нового материала дополнительного объема.

Знакомит с направлениями генетики человека на современном этапе:

-ДНК-диагностика

-генная терапия

см. Информация для учителя.

Организует самостоятельную работу в группах по изучению третьего направления - «Клонирование».

см. Приложение 2.

Объясняет задание, предлагает источники информации: обучающую электронную программу «Открытая биология», ресурсы Интернет (можно на бумажных носителях).

Осуществляет промежуточный контроль при работе с моделью «Клонирование» и с ресурсами Интернет.

Заслушивает выступления учащихся, организует коллективное обсуждение.

Работают в группах с обучающей программой «Открытая биология» и с ресурсами Интернет по инструктивным карточкам.см. Приложение 2).

Коллективно обсуждают, уточняют, обмениваются информацией.

Готовятся отчитаться по заданию.

Выступления учащихся, коллективное обсуждение.

Подведение итогов.

Подводит итоги урока.

Предлагает оценить результаты своей деятельности, сделать выводы о практическом значении данной темы.

Делают выводы о практическом значении данной темы.
Оценивают результаты своей деятельности.

Домашнее задание.

Предлагает подготовить сообщения по тем вопросам темы, которые не были рассмотрены на уроке.

 

Информация для учителя.

1. ДНК- диагностика.

Около 4 тыс. наследственных заболеваний вызываются нарушениями генов. Число изученных болезнетворных генов растет. Многие из наследственных болезней, еще недавно считавшиеся загадочными и неизлечимыми, стали доступными для точной диагностики. Сейчас генетический анализ становится доступным как анализ крови.

Молекула ДНК остается практически неизменной в течение всей жизни человека, поэтому ДНК- диагностику можно проводить до появления первых симптомов заболевания. Досимптоматическая диагностика позволяет определить какие мутантные гены имеются, к каким заболеваниям наследственно предрасположен человек. Развитие болезни можно предотвратить, если заранее знать, что организм к ней предрасположен, принять меры профилактики. Например, 16% населения имеют неполноценный ген рецептора витаминаД. В пожилом возрасте развивается остеопороз ( снижение минеральной плотности костей). Зная об этой мутации, человек примет меры профилактики.

Пренатальная диагностика позволяет обнаружить патологические гены задолго до рождения ребенка по клеткам плода И, если у плода обнаруживаются мутации, приводящие к тяжелой наследственной болезни, матери часто решаются прервать беременность

Если у родителей обнаружены патологические гены в рецессивном состоянии, то оплодотворение можно произвести вне организма ( в пробирке). Тогда можно определить, какой из эмбрионов получил нормальные гены и именно его имплантировать матери. Т.о. ДНК – диагностика помогает предотвратить рождение больных детей.

В генетических консультациях желающие могут получить генетический паспорт, в котором будут указаны существенные для здоровья и выбора профессии наследственные особенности. Медико – генетические центры в России есть в Москве, Санкт- Петербурге, Томске, Уфе, Новосибирске. Консультироваться следует, если родственники имеют врожденные аномалии, если родителям, планирующим рождение ребенка более 40 лет, если в семье отмечались случаи рождения детей с мутациями, если родители подвергались воздействию вредных факторов среды или получили повышенную дозу радиации.

2. Генная терапия

это лечение наследственных и ненаследственных заболеваний путем введения здоровых генов в клетки пациента с целью направленного изменения генных дефектов. Сейчас генную терапию называют медициной будущего. Список болезней, для которых возможна генная терапия, увеличивается с каждым годом (гемофилия, фенилкетонурия, мышечная дистрофия Дюшенна, серповидноклеточная анемия, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Для этих болезней могут проводить генокоррекцию. Генокоррекцию успешно применяют и для лечения злокачественных опухолей и вирусных инфекций. Все манипуляции с генами проводятся на соматических клетках и направлены на конкретного больного. Запрещена генокоррекция половых и зародышевых клеток, так как манипуляции с генами изучены недостаточно и существует реальная опасность засорения генов. Но, ученые уже могут улучшить физические или интеллектуальные параметры человека (изменить рост или работу мозга). Наука сегодня вновь подошла к идее улучшения человеческого рода, но не путем стерилизации умственно отсталых, как это было в Америке или в фашистской Германии, а методами генетики.

Литература.

  1. Соровский образовательный журнал №1 2000 г., №3 1999 г., №4 1999 г., №4 2000 г.
  2. www.futura.ru
  3. www.news.ru.
  4. www.membrana.ru
  5. www.mednovosti.ru