Формирование знаний у детей о культуре и быте русского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Начала свою работу с приобщения детей к рассказыванию потешек, поговорок, дразнилок, отгадыванию загадок (Приложение № 1). Работа с детским фольклором даёт возможность легко установить с детьми эмоциональный контакт в общении. К тому же знакомство с потешками, пословицами, прибаутками развивает в детях интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют потешки в свободной деятельности, сюжетно ролевых и подвижных играх.

Работая в данном направлении, особое внимание уделяла русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета в быту прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку «Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос: «Что такое сусеки»? - хорошо, если в тексте есть сноска, информация, о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки. Но даже подобная сноска недостаточна, потому что слова сундук и ларь устарели.

Поэтому возникла необходимость создания в детском саду музея русской избы, который выполнял бы функцию демонстрации предметов народного быта.

Собранные экспонаты служат в качестве методического материала для разных видов деятельности – для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности. Занятия, которые проводятся, в избе дают, возможность детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного

Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. Например, веретено дает возможность попробовать прясть; ухват - правильно вынуть чугун из печки. А сколько у детей радости, когда Хозяюшка, приглашает в избу попить чай из настоящего самовара и послушать сказку

Организация выставки поделок «Наши любимые русские сказки в семье» продемонстрировала творчество семейных коллективов

Созданные ими пальчиковые, настольное театры берегутся детьми, и они испытывают чувство радости, играя с ними.

Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется и через такой вид деятельности как народные праздники: «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Пасха» и другие. Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщает детей к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины» - окончание сбора урожая, «Масленица» - проводы зимы и встреча весны и.т. д.

В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Для проведения данной работы сделала подборку народных игр: подвижных, хороводных, словесных.

Хороводные игры, такие как «Ходит Ваня по кружочку», «Каравай», «Мы на луг ходили»

«Карусель», сближают детей, дают им возможность почувствовать себя членом коллектива, учат действовать вместе и дружно. В своей работе с детьми использую народные игры в разнообразных режимных моментах, на физкультурных занятиях, в праздниках, развлечениях.

Приобщать детей к народному творчеству невозможно без таких занятий, как рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, дымковских лошадок, хохломские ложки, жостовские подносы, подбирают самые яркие краски и создают узоры. Данные занятия позволяют детям узнать об игрушках прошлого века, научиться их делать. А так же отметить, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей и взрослых.

Для ребенка всегда очень дорого то, что сделано своими руками, ну а если – это еще сделано вместе с мамой или папой, то данная самодельная игрушка является наиболее ценной. Занятия в клубе «Содружество» проводились с целью научиться делать русские народные куклы. Работая в тесном контакте с Домом творчества, мы вместе с детьми и родителями узнали историю возникновения народной куклы и научились ее делать.            Определила дальнейшие задачи и перспективы работы по приобщению детей к особенностям и традициям русского народа:

  • продолжать знакомить детей с культурой, бытом и жизнью своего народа через все виды художественного творчества: музыкальное, изобразительное и художественно – речевое на основе устного и музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства, а также через ознакомление с народным костюмом и предметами народного быта;
  • продолжать приобщать детей к устному народному творчеству: уметь определять и понимать смысл и особенность, иронию и лукавство потешек, поговорок, считалок и т. д. Учить определять виды русских народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Формировать представление о структуре сказки, типичных персонажах. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи;
  • продолжать знакомить детей с историей и секретами мастеров народных промыслов: Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Павлов - Посад, Палех;
  • продолжать развивать у детей интерес к русским народным играм через спортивные развлечения, состязания.

Литература:

  1. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
  2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
  3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.
  4. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
  5. Пугачева Н.В., ЕсауловаН.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению вДОУ. Учебно-методическое пособие-М. 2007.
  6. Микляева Н.В., Микляева Ю. В., Новицкая М.Ю.Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным ( русским) компонентом образования.- М.: Айрисс-пресс, 2006.