Урок-путешествие по математике в 6-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление, повторение теоретического материала при решении упражнений, задач; отработать умение и навыки применения правил “+”, “-“, “*”, “:” чисел с разными знаками; дальнейшее углубление навыков решения задач, знакомство и историческим материалом по теме;
  • развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач; развитие чувства взаимопомощи и товарищества, умение проверять и оценивать выполненную работу;
  • пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; показать, что математика – чудесная наука.

Оборудование. Карта путешествия, задачи на ватмане, тесты, жетоны, магниты.

Презентация к уроку – Приложение 1.

Содержание урока

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.

Б. Паскаль.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Сегодня на уроке мы будем повторять, и обобщать знания по теме действия с положительными и отрицательными числами. Перед вами, ребята, стоит задача показать свои знания при решении упражнений, проявить находчивость и смекалку. Мы сегодня будем путешествовать по маршруту, указанному на карте на вертолете.

Наша первая площадка: “Историческая”.

Сообщение о возникновении отрицательных чисел рассказывает ученик.

Срочное сообщение!

Из-за плохой видимости, мы не можем взлететь. По сведениям синоптиков, ясная погода будет через 7 минут. Взяли ручки, подписали листочки, отвечаем на вопросы теста.

ТЕСТ

Вариант 1.

1. Выполните сложение: – 6,4+(-12).

а) -5,6; б) -18,4; в) -6,6; г) другой ответ.

2. Выполните сложение: 13+(-5).

а) 8; б) -7; в) 7; г) другой ответ.

3. Выполните умножение: 2*(-).

а) -1; б) 1; в) -1; г) другой ответ.

4. Выполните деление: -18:(-0,3).

а) 60; б) 54; в) -6; г) другой ответ.

5. Вычислите: -2,5*(-1,6)+41,6:(-4).

а) 6,4; б) 0,64; в) -0, 64; г) другой ответ.

Вариант 2

1. Выполните сложение: -17+(-5,9).

а) -11,1; б) -12,1; в) -22,9; г) другой ответ.

2. Выполните сложение: -16+2.

а) -13; б) -18; в) 13; г) другой ответ.

3. Выполните умножение: -*(-1).

а) -1; б) 1; в) ; г) другой ответ.

4. Выполните деление: 3,6:(-0,9).

а) -0,4; б) -4; в) -40; г) другой ответ.

5. Вычислите: 3,8*(-1,5)+(-35,2):(-5).

а) -12,74; б) 1,7; в) 1,34; г) другой ответ.

Показалось солнышко, нам пора в путь.

Учитель:

Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.

Площадка “Вычислительная” (см. здесь)

Задание 1. Заполнить таблицу (1 столбик)

m

n

¦m ¦ +¦n ¦

m + n

¦m + n¦

m * n

– 3

– 6

9

– 9

9

18

– 4

+ 6

10

2

2

– 24

10

– 7

17

3

3

– 70

0

5

5

5

5

0

– 10

+ 7

17

– 3

3

– 70

– 8

– 9

17

– 17

17

72

– 9

+ 9

18

0

0

– 81

Вопрос к учащимся: Что называется модулем числа?

Задание 2.

Заполнить II и III ст.

Вопросы: Какой можно сделать вывод? Как сложить 2 отрицательных числа? Как сложить 2 числа с разными знаками?

Задание 3.

Заполните IY ст.

Повторим правила умножения отрицательных чисел; чисел с разными знаками.

Какого действия не хватает в таблице? ( : )

Выполним деление.

Задание 4.

Используя знаки ( +) и ( – ) замените звездочку:

( * 8) + (* 4) = – 4 (– 8): (* 4) = 2
( * 8) + ( * 4) = 4 ( + 8) : ( – 4) = – 2
( * 8) + (* 4) = 12 (– 3) . (* 4) = – 12
( * 8) + (* 4) = 12 (* 3) . (– 4) = 12
  ( * 3) + (* 3) = 0

Как называются числа в последнем равенстве?

(Противоположные)

Дать определение противоположных чисел.

Учитель:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает – зло.

На площадке “ Сказочная” послушаем сказку “Непослушные сестренки”

Жила – была в Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в деревне Положительных чисел Троечка. Она договорилась по телефону встретиться со своей двоюродной сестрой Минус Троечка, которая жила в деревне Отрицательных чисел. Встретиться решили вечером в Нулевом лесу. Они никогда не видели друг друга. Пошла Троечка по координатной прямой, которую пересекала другая прямая. Эту дорогу называли Перпендикулярной. Входить в этот лес строго воспрещалось. За этим следи леший Икс. Непослушные сестренки обманули лешего и пробрались в лес, но как только они встретились, так сразу же исчезли. Не зря им говорили, что противоположным числам в Нулевом лесу встречаться нельзя.

Учитель:

Пусть вопросы колки,
Как у сосны иголки,
Попробуем ответить
На все вопросы эти.

Площадка “Шуточная”

За правильный ответ (жетон)

Задачи – шутки

  1. Два сына и два отца
  2. Съели три яйца
    По сколько яиц съел каждый? (по одному)

  3. Арбуз стоит 20 рублей и
  4. Ещё пол – арбуза
    Сколько стоит арбуз? (40 руб.)

  5. Мельница двенадцать мер овса
  6. Размелет в полтора часа.
    Теперь скажи: в какой же срок
    В шестнадцать мер исполнить ей урок (2 часа)

  7. На грядке сидят 6 воробьев.
  8. К ним прилетели ещё 5
    Кот подкрался и схватил
    Одного воробушка.
    Сколько осталось воробьев на грядке (ни одного)

  9. Черепаха Тортила имеет обыкновение совершать утреннюю “пробежку” по стадиону: по часовой стрелке она проползает беговую дорожку за 90 мин, а против часовой стрелки – за 1,5 часа. Чем объяснить несовпадение результатов? (90 мин – 1,5 часа)
    Вы ребята все устали,
    Много думали, считали
    А сейчас мы отдохнем
    Физкультминутку проведем.

Площадка “Спортивная”

Разминку проводит ученик.

У Оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц мимо – пробежал
В дверь к нему стучал.
Стук – стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц, забегай,
Лапу подавай.

Учитель:

Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый – радикал –
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это…. (корень)

Наш вертолет прибывает на площадку “Равнина уравнений”

Задание. Угадать корень уравнения.

– 6 + * = – 9 0,5 – + . * = 2
* + 17 = 2 3 . * = – 3,6
– 0,04 + * = 0 * . (-4) = – 100
– 3,6 + * = – 4 *: ( -7) = – 1,2
* + 9,3 = 9,3 – 38: * = 2

Учитель:

Логически мыслить,
Задачи решать
Непросто скажу ….
Надо многое знать.

Площадка “Логическая”

Учитель:

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать
Надо твердо, на “5”
Математику знать!
Будут трудные задачи,
Я желаю вам удачи.

Площадка “ Задачкино” (за ответ жетон)

Задача 1.

Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду –
Белоснежных лебедей втрое
Больше, чем гусей;
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Сколько, сколь лебедей?

(Всего 56; гагар 8, уток 16, гусей 8, лебедей 24)

Задача 2.

Гуси с юга к нам летели,
На лугу зеленом сели.
Их увидел Елисей:
– Добрый день вам, сто гусей
– Нас не сто, – сказал вожак,
Уважительный гусак.
– Сколько ж вас? – он вопрошает
– Кто сметливый – отгадает
Если к нам добавить столько ж
И полстолько, четверть столько,
Да гуся, что сел на стог,
Вот тогда нас будет сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья? (36 гусей)

Задача 3.

По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков;
Сколько было петухов? (7 петухов)

Задача 4. В клетке находятся кролики и фазаны. Всего 6 голов и 20 ног.

Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке? (4 кролика, 2 фазана)

Осенний кросс.

Задача 5.

Кросс осенний вспоминая,
Спорят белки 2 часа:
Победил в забеге заяц.
А второй была лиса!
– Нет, – твердит другая белка, -
Ты мне шутки эти брось
Заяц был вторым, конечно,
Первым был, я помню, – лось!
– Я, – промолвил филин важный, -
В спор чужой не стану лезть.
Но у вас в словах у каждой
По одной ошибке есть.
Белки фыркнули сердито.
Неприятно стало им.
Вы уж взвесив всё, решите
Кто был первым,
Кто вторым. ( 1 – лось, 2 – лиса, 3 – заяц)

Площадка “ Конечная”

Учитель:

Вот и закончился урок
Нам пора подвести итог
Что мы повторяли?
Какие задачи решали?

Подводится итог, считаются жетоны, выставляются оценки.

Закончим наш урок стихотворением о положительных и отрицательных числах.

Рассказывают ученики.

1. Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу прибавилось всем теперь мороки –
Учат – учат правила дети все уроки.

2. Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять да приписать.

3. Если числа с разными знаками дадут.
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больше модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
– Вы, какой поставите? – мы хотим спросить.
– Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

4 Жили на свете близнецы – братья,
Были похожи собой.
Из-за нелепого проклятья
Разделены судьбой.
Братья имели разные знаки,
С ними по жизни шли
Если ж случалось им повстречаться
В ноль превращались они.

Учитель:

5. Плюс или минус? Кто же важнее?
Этот вопрос не решить.
Чтобы в задачах не ошибаться
Надо нам с ними дружить
Больше иль меньше –
Вот что важнее,
Это всегда надо знать.
Коль это знаешь, не сомневайся
Будешь задачи решать

Презентация