Итоговый урок по теме "Словообразование" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизировать знания и умении по теме “Словообразование”.

Задачи урока:

обучающие:

а) повторение и закрепление всех орфографических и пунктуационных навыков,

б) закрепить умение выполнять морфемный разбор.

развивающие:

а) умение сопоставлять и сравнивать,

б) расширение словарного запаса учащихся,

в) умение творчески работать (занимательные задачки),

г) развитие самостоятельности у учащихся.

Этапы урока:

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Запись темы урока в тетрадь.

Синтаксическая пятиминутка. Анализ текста (“Проверь себя”, у доски 3 ученика).

Когда мы расположились около зарослей с густой растительностью, мой товарищ услышал тихий шорох в кустах. Мы подошли на цыпочках, бесшумно отодвинули ветки, и я увидел гнездо синицы. Потом я снял тяжёлый рюкзак, достал спички и поджёг хворост.

Задания к тексту:

  1. Объясните правописание всех известных орфограмм.
  2. Составьте схемы всех предложений.
  3. Разберите слова расположились, растительностью по составу.
  4. Подбери к слову растительностью однокоренные слова (растение, зарастать, растущий).
  5. Какая морфема указывает на форму глаголов увидеЛ, отодвинуЛи.
  6. Найди существительные с нулевым окончанием (шорох, рюкзак, хворост).
  7. Подберите

синонимы к слову товарищ (друг, приятель);
антонимы к слову тихий (громкий, шумный);
омонимы к слову поджёг (поджог дома).

Выпишите из текста слова, соответствующие схемам, предварительно определив, какая это часть речи. (Карточка-схема №1 на доске).

4. Работа с карточками.

КАРТОЧКА № 1

Задание: Записать слова, распределив их по колонкам. Дополни каждую колонку своим примером.

Слова для диктовки: облако, подарить, шелк, приращение, вестибюль, печёнка, жёлтый, поросль, свивают.

Проверяемые гласные в корне слова Чередующиеся гласные в корне слова О-Ё после шипящих в корне слова Непроверяемые гласные в корне слова
       
       
       
       

КАРТОЧКА № 2

Задание: Укажи, от чего зависит выбор гласной в корне слова (от контекста). Соедини стрелками нужные слова.

ЗапИвать песню ОбЕжать малыша
ЗапЕвать лекарство ОбИжать стадион
МЕчи футбольные ПосвЕтить фонарём
МЯчи стальные ПосвЯтить стихотворение
УвИдать без воды
УвЯдать чудо

КАРТОЧКА № 3

Задание: Выдели приставки и объясни их значение (устно).

Составь словосочетания.

ПОдержать (за руку) – поддержать (друга);

Оплатить (проезд) – отплатить (добром).

5. Давайте поиграем.

Задание: Замени развёрнутое определение словом-синонимом.

(Устно. Подними ту карточку (Ы/И), которая соответствует букве после Ц )

ы и
  1. Основной закон государства (конституцИя).
  2. Точная выдержка из какого-либо текста (цИтата).
  3. Прикрикнуть на кого-либо (цЫкнуть).
  4. Инструмент для вычерчивания окружности (цИркуль).
  5. Птенец курицы (цЫплёнок).

6. Творческая работа.

Задание: Составь и запиши словосочетания по данным схемам:

(Карточка-схема № 2 на доске)

Задание: Составь и запиши предложение по данной схеме.

(Карточка-схема № 3 на доске)

(Девочка увидела забавное животное)

7. Дополнительный вопрос:

На какие части речи может указывать окончание А? Приведите примеры.

  • СУЩ., ж. р., м. р, И.п., ед.ч., 1скл. (сумкА, папА)
  • СУЩ., Р.п., ед.ч., мн.ч., 2скл. (нет профессорА, адресА)
  • ГЛАГОЛ, ж.р., пр. вр. ед.ч (игралА, прыгалА)
  • КР.ПРИЛАГ., ж.р. ед.ч (красивА)

8. Упражнение по рабочей тетради Г.А. Богдановой (для 5-го класса).

Стр. 24 (в, г) составить слова.

9. Итоги урока.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”

1 вариант

1. Найди лишнее слово:

А) горе Б) гористый В) горец Г) пригорок

2. Найди слово, у которого не может быть окончания:

А) спросил Б) посёлок В) впереди Г) чист

3. Выбери верный ответ: - ешь является окончанием:

А) сущ., женского рода, 3 скл. Б) глагола 1 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч.

В) глагола 1 спр., наст. или буд. времени, 2 л. ед. ч. Г) глагола в н/ф

4. Найди слова с О после шипящих в корне слова:

А) ж…лудь Б) печ…нка В) ч…порный Г) ож…г руки

5. Найди слова с буквой Ы после Ц:

А) ц…ркуль Б) ц…кнуть В) ц..ферблат Г) бледнолиц…й

6. Найди слова с приставкой без-:

А) бе…шумный Б) бе…жалостный В) бе…заботный Г) бе…цветный

Заполни бланк ответов:

1 2 3 4 5 6
           

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”

2 вариант

1. Найди лишнее слово:

А) густой Б) густеть В) гусыня Г) густота

2. Найди слово, у которого не может быть окончания:

А) берег Б) играл В) красив Г) хорошо

3. Выбери верный ответ: -ишь является окончанием:

А) глагола 2 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч. Б) сущ., женского рода, 3 скл.

В) глагола в н/ф Г) глагола 2 спр., наст. или буд. времени, 2л. ед. ч.

4. Найди слова с Ё после шипящих в корне слова:

А) ож…г плечо Б) крыж…вник В) подж…г сарай Г) ш…рох

5. Найди слова с буквой И после Ц:

А) ц..ган Б) ц…фры В) ц…гейка Г) круглолиц…й

6. Найди слова с приставкой бес-:

А) бе…чувственный Б) бе…звучный В) бе…брежный Г) бе…цельный

Заполни бланк ответов:

1 2 3 4 5 6
         

 

Дополнительное задание (для тех учащихся, которые справились с контрольным тестом).

Задание: Вставь буквы и найди в каждом ряду слов лишнее слово и подчеркни его.

  1. Отр…сль, Р…стов, р…сток, р…стение.
  2. Трущ…ба, реш…тка, трещ…тка, чащ…ба.
  3. Огурц…, улиц…, акац…я, гусениц….
  4. …дать, …делать, …десь, …бить.
  5. Рас…крыть, бес…рдечный, вос…тановить, рас…ыпать.

Раздаточный материал для учащихся (приложение)