Исследование уровня развития координационных способностей по специально разработанной методике

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

I.I. Место и роль координационных способностей в управлении движениями человека

I. II. Методические приемы и методы воспитания координационных способностей

I.III. Форма занятии

ГЛАВА II

II. I Результаты исследования

II.II.Примерные упражнения для развития координационных способностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время вопросы развития координационных способностей наиболее актуальны.

Цели.

1. Исследовать влияние координационных способностей на функциональную, психомоторную и эмоциональную системы организма занимающихся.

2. Обобщить средства и методы развития координационных способностей.

3. Подобрать наиболее информативные средства и методы развития координационных способностей.

Объект исследования. Влияние на результаты тестирования как оценки развития координационных способностей.

Предмет исследования. Структура занятий, где используется комплекс упражнений для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования. Можно предположить, что развитие координационных способностей является неотъемлемой и социально-значимой частью развития ребенка. Основные аспекты её развития должны включаться в любую из частей урока или проводиться как целый урок. Специально разработанные комплексы упражнений координационной направленности могут являться методом тестирования для определения уровня физической подготовленности и служить показателем для отбора по видам спорта.

Научная новизна. Развитие координационных способностей является показателем двигательной активности и уровня физической подготовленности, разъясняющий его роль и значение. Что определяет уровень подготовки, выраженных физических и психических свойств и возможностей.

Практическая значимость. Разработанная методика тестирования, контрольные методы рекомендуются для оценки эффективности тренировочного процесса. А специально подобранный комплекс упражнений служит для выявления и развития способностей учащихся.

ГЛАВА I

I.I. МЕСТО И РОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Проявление координационных способностей зависит от:

  1. Cпособности человека к точному анализу движений, деятельность анализаторов и особенно, двигательного.
  2. Cложности двигательного задания и уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.).
  3. Cмелости и решительности; возраста и общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Выполнение координационных упражнений планируется на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

I.II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Для развития координационных способностей используются методы:

  1. Стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения.
  2. Игровой и соревновательный.
  • изменение исходных и конечных положений, и изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком);
  • зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью и т.п.) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений и кувырков);
  • выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых технико-тактических действий.

Игровой метод - выполнение упражнений в ограниченное время, в определенных условиях, определенными двигательными действиями… Например, при проведении спортивной игры в баскетболе ставится задача на быструю атаку (за 15 секунд) или выполнение определенных заданий: во время игры – использование финтов на прорыв, обведение противника, бросок и т.д., выполнить бросок определенным способом. Игровой метод без дополнительных заданий - возникающие двигательные задачи, занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

В качестве методов используют следующее:

  1. Пространства и усилий, воспроизведение их по заданиям.
  2. Метод контрастных заданий и метод сближаемых заданий.

Суть метода контрастного задания состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, поднимание ног с касанием пола за головой и до угла 90 и 45 градусов.

I.III. ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Структура процесса обучения для достижения наилучшего исполнения.

1. Слуховое внимание, сравнение и сопоставление; попытка воспроизведения, мысленное воспроизведение движения.

2. Новые попытки воспроизведения (повтор действий), обобщение, зрительных, слуховых двигательных впечатлений и теоретическое значение; введение понятий о явлении и объяснении его механизма по принципу наглядности, достижение искомого качества в собственном исполнении.

3. Исполнение на основе самоконтроля, совершенствование собственной двигательной деятельности.

Вывод: Решая проблему развития координационных способностей, необходимо работать над осмысленностью на основе выделения логических вершин; добиваться стабильности и вариативности двигательных действий. Опережающее отражение действительности, происходит в виде ярких представлений. Двигательная реакция и восприятие должны “протекать” одновременно.

Задача работы:

Оценить компоненты развития координационных способностей в разных возрастных группах. Сравнить показатели в ходе тестирования. Дать сравнительную характеристику физической и психической подготовки.

Оценка координационной подготовленности.

Компоненты: анализ литературных источников, тестирования, статистические данные.

Методы уровня координационной подготовленности.

Метод произвольный (импровизация) и метод структурированный.

Также применяются:

  • технические средства (упражнения, комбинации, игры и т. д.); средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся (личный пример преподавателя, известного заслуженного спортсмена, лучшего ученика, просмотр видеоматериалов, участие в соревнованиях);
  • средства, вводящие в обстановку обучения (ориентиры); средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях, специально созданные условия.

Основные положения стабилизации координационной подготовленности.

Методы и методические приёмы делятся:

  1. Метод психоанализа.
  2. Метод устранения ошибок.

ГЛАВА II

II. I. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тесты для определения уровня развития координационных способностей (Тест №1, №2, №3, № 4, № 5).

Все занятия были подчинены единым принципам построения, различающиеся по степени сложности с учётом возрастных и половых особенностей занимающихся, их физической подготовки.

ТЕСТ № 1

Упражнения сложно координационной направленности

Для учащихся секции “Баскетбол” (УСБ)

1. Максимальная передача вверх из положения седа, встать и поймать мяч, до его приземления.

2. Ведение с ускорением по прямой, кувырок вперед, мяч в руках, бросок в кольцо.

3. Подбор мяча, проход в обратном направлении с обведением препятствий до лицевой линии.

Для учащихся секции “Волейбол” (УСВ)

1. Верхняя передача над собой из положения седа.

2. Встать, продолжая выполнять верхнюю передачу передвижение вперед, кувырок вперед мяч в руках.

3. Верхняя передача в щит, подбор мяча, чередование верхней и нижней передачи в стену с передвижением приставными шагами вдоль боковой линии до лицевой линии.

Для учащихся секции “ Футбол” (УСФ)

1. То же, что и для УСБ.

2. Ведение футбольного мяча 10–15 м, мяч взять в руки кувырок вперед.

3. Удар по мячу в мини ворота, подбор мяча, передвигаясь в обратном направлении обведение препятствий до лицевой линии.

Для учащихся секции “Гимнастика” (УСГ)

1. Равновесие на правой (левой) ноге, переворот правым (левым) боком, ускорение 10 м, кувырок вперед, поворот, кувырок назад.

2. Встать, прыжок на 360 градусов.

3. Передвигаясь в обратном направлении опорный прыжок ноги врозь после 3-х шагов разбега.

4. Ускорение до лицевой линии.

Норма выполнения упражнений сложно координационного характера.

Время,
затраченное на изучение
2-3 мин. м. гр.

1 мин. (ст. гр.)

2-3 мин.

1 мин. (ст. гр.)

2-3 мин.

1 мин. (ст.гр.).

3-5 мин.

2 мин.(ст.гр.)

  УСБ УСВ УСФ УСГ
Время выполнения 13-14 с мл. гр.

12 с ср. гр.

14-15 с

мл. гр.

13 с ср. гр.

15 с. мл. гр.

13 с. ср. гр.

18-20 с. мл. гр

16-17 с ст. гр.

Количество повторений 2-3 раза 2-3 раза 2-3 раза 3-4 раза

ТЕСТ № 2

Изменение скорости и смена мест занятий с изменением площади пространства. Наблюдение за реакцией и ориентировкой занимающихся выявляется следующее: уровень перестройки деятельности, ориентировка, количество допущенных ошибок, внимание.

ТЕСТ № 3

Скоординировать движения и точно выполнить их:

Для УСБ

1. Ведение правой рукой, передача в стену левой рукой.

2. Ускорение с обведением мячом корпуса.

3. Бросок в кольцо с одновременным поворотом на 360 градусов.

Для УСВ

1. Верхняя передача мяча с одновременными движениями ногами: сгибая ноги вперед, назад, вынос прямых ног вперед, назад, в стороны, с подскоками.

2. Чередование верхней нижней передач в парах с одновременным поворотом на 360, 180 градусов.

3.Передачи мяча из разных исходных положений.

Для УСГ

1. Круг руками: правая - вперед, левая - назад.

2. Смена рук, ходьба на месте: правая рука за голову, левую – вперед, кисть зажата в кулак.

3. Поочередная смена рук: правая – вверх, левая – вниз, поворот на 360 градусов, подъем махом вперед правой (левой) ногой с одновременным наклоном головой вправо, влево.

Вычисляется количество допущенных ошибок, остановок, технических недочётов, время, затраченное на запоминание движений, проявление творческой инициативы.

ТЕСТ № 4

Выполнение упражнений с передвижением по разным направлениям. Измеряется точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники.

Данный тест основан на уменьшении последовательности выполнения упражнений. При таком подходе определяется уровень подготовленности учащихся на основании степени освоения движений.

В течение нескольких секунд занимающийся должен понять и прореагировать на соответствующие жесты и указания, вспомнить похожие ситуации и инструкции о том, что делать, как выбрать правильную стратегию и, наконец, на основании обратной связи определить, правильно или неправильно выполнено упражнение.

ТЕСТ № 5

Примерные упражнения сложно координационного характера

И.п. - стойка в выпаде на правую ногу, левая рука за голову, правая рука за спину.

1-2 - Прыжок, левую ногу согнуть вперёд, руки вверх.

3-4 - Шаги вперед, руки на пояс.

5-6 - Прыжок ноги врозь - ноги вместе, руки в стороны, руки вверх.

7-8 - Поворот на 180°.

1 - Правая нога вперёд, руки согнуть вперёд.

2 - Смена ног, руки вниз.

3-4 - Шаги на месте..

1 - Поворот на 360° на правой ноге вправо, левую руку на колено левой ноги.

2 - Левую ногу выпрямить влево, носок на себя.

3 - Левую назад скрестно, руки в перёд.

4 - Мах правой вправо, руки вниз в замок.

5-6 - Подскок ноги врозь - вместе, руки в стороны, вверх, вниз.

7-8 - 2 Шага назад..

Учитывается степень освоения движениями по времени, затраченном на выполнении задания, точность, степень уверенности (в процентном соотношении).

II.II. ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Бег по ориентирам с выполнением определенных заданий.

Например, бег по залу

1. Ориентир - в верхнем углу площадки остановка, присед- выпрыгивание с поворотом на 180? или 360? > упор лёжа - жим >поворот в упоре вправо - жим. Бег по диагонали - с высоким подниманием бедра - спиной вперёд.

2. Ориентир - упор лёжа, переступанием стопами вокруг кистей рук.

3. Ориентир - бросок в кольцо, подбор, возращение меча на исходную позицию.

4. Ориентир – бег по скамейке.

5. Ориентир - одна прямая передача меча.

6. Ориентир - лазанье по Шведской стенке – одно подтягивание - соскок.

7. Ориентир - ускорение восьмеркой.

2. Изменение направления.

Выполнение различных упражнений для рук, ног и туловища в движении и на месте, по сигналу учителя- ускорение в противоположную сторону. Например, если ученик стоит лицом по направлению передвижения, то поворачивается и бежит в противоположную сторону.

3. Выполнение упражнений с разной скоростью по сигналу учителя.

Это силовые, прыжковые, беговые упражнения или упражнения специализированной направленности (т.е. – в спортивных играх: передачи, броски, ведение, и т.д.)

4. Упражнения с разными предметами по весу, размеру и форме: обведения, броски, жонглирования, и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время исследования, спортивные результаты учащихся явно улучшились за счёт формирования осознанной потребности в развитии координации. Учащиеся научились снимать стрессовые состояния, регулировать общее состояние организма. При совершенствовании I и II сигнальной системы улучшились результаты в согласовании движений.

В ходе исследования выявлено следующее:

В процессе развития у занимающихся сложилось правильное представление о распределении мышечных сокращений.

Дети научились быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствие с уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуацией.

Учащиеся правильно и вовремя использовали способы саморегуляции, благодаря чему повысился уровень активации, концентрации и распределения внимания. В результате чего произошла реализация потенциальных возможностей учеников. Данная работа показала, что необходимо развивать координационные способности. Для этого необходимо создавать сообразные данной проблеме условия, прибегая к различным приёмам и методам, учитывая все принципы и методы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амоношвили Ш.А. Педагогический поиск. 1989. 127 с.
  2. Брикер Л.С. Построение программ групповых занятий. 2002. 18 с.
  3. Физкультура и спорт. № 6, 7/1987. 23–24 с.
  4. Вундт. “Теория эмоций”.
  5. Гербардт. “Эмоции, как вторичные состояния”.
  6. Гамезо М.В. “Атлас по психологии” / Гамезо М. В., Домашенко И.А. М.: 1986 г. – 540 с.
  7. Джемс Иланге “Журнал по физиологии”.
  8. Серия “Физкультура и спорт в школе”.
  9. Симонов и Павлов. Журнал/ “Исследование психофизиологии эмоций”.
  10. Коупленд М. “Приверженность к двигательной активности и мотивации”. 2002. 16 с.
  11. Карпман В.П. Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987.
  12. Петров П.К. Гимнастика в школе: Учебное пособие. Ижевск: издательство Удмуртского университета, 1999.
  13. Симонов и Павлов Журнал/ “Исследование психофизиологии эмоций”.
  14. Станиславский К.С. Журнал / “Гимнастика чувств”.
  15. Стулова Г.П. Учебное пособие для педагогических институтов. 1989.
  16. “Физическая культура в школе” 2002 г. № 3.
  17. “Физическая культура в школе” 2001 г. № 6, № 3, № 4.
  18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Издательский центр “Академия”, 2000. 480 с.