Урок "Фортепианное творчество П.И. Чайковского. "Времена года"

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие познавательной деятельности на примере творчества П.И. Чайковского.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного на предыдущих уроках.

  1. Звучит фрагмент Концерта для фортепьяно с оркестром № 1 П.И. Чайковского.
  2. Беседа об услышанной музыке (автор, название, жанр, характер произведения).
  3. Беседа об основных моментах жизни и творчества композитора.

Класс делится на две группы: группы по очереди одна другой задают вопросы.

Предполагаемые вопросы.

  1. В каком веке жил?
  2. В каком городе родился?
  3. С чем связанные первые музыкальные впечатления?
  4. Какое учебное заведение закончил?
  5. В каком учебном заведении учился музыке?
  6. Главный жанр в творчестве?
  7. Любимый жанр?
  8. В каком подмосковном городе есть дом-музей?
  9. Какие места в Москве связаны с именем Чайковского?

III. Фортепьянное творчество П.И. Чайковского.

1. Вопросом “О каком жанре композитора мы еще не говорили?” подвести учащихся к главной теме урока.

2. Цикл “Времена года” - одно из ярких музыкальных произведений в фортепьянном жанре Чайковского. История создания.

3. Цикл объединяет несколько музыкальных пьес.

Вопрос: Как вы думаете сколько?

Каждая из 12 пьес - музыкальная зарисовка, картина. Каждый месяц имеет название, которое отражает состояние природы, характерные для данного месяца или праздника, который проходит в данном месяце.

Задание перед слушанием: представить, какое время года изображает музыка и какие музыкальные средства помогли услышать именно это. Предварительно класс разделить на четыре группы. Каждая группа должна записать свой ответ на листе бумаги.

4. Звучит пьеса “Декабрь” (“Святки”). Слушание. Обсуждение музыкальных впечатлений.

5. Каждую пьесу цикла предваряет эпиграф (строки из стихов русских поэтов XIX века). Раздать поэтические строки учащимся, желающие могут почитать.

Вопрос: Какое четверостишие подошло бы к данной музыке?

Повторное слушание пьесы “Декабрь” (“Святки”, фрагмент).

После слушания сказать название.

6. Музыкальная викторина по пройденной музыке (фрагменты):

  • опера “Евгений Онегин” Ариозо Ленского;
  • балет “Щелкунчик” Адажио;
  • романс “Средь шумного бала”;
  • декабрь “Святки”;
  • симфония № 4, финал;
  • концерт для фортепьяно с оркестром № 1, 1 ч.

IV. Итог урока.

Изучив творчество П.И. Чайковского, подвести учащихся к вопросу: Можно ли музыку этого композитора назвать современной? Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного. Дискуссия с помощью учителя должна закончится выводом о том, что П.И. Чайковский - великий наш современник.