Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Разделы: ОБЖ


Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

—обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

—развитие познавательных способностей;

—творческих способностей;

— творческого воображения;

— творческого мышления;

— коммуникативных навыков.

С учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня был разработан проект: “Юный пешеход”

В проекте определены цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций. Был разработан опросник для определения уровня знаний . Результаты опроса позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Проект “ Юный пешеход!”

Вид проекта: досугово – познавательный.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • с помощью различных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
  • укрепить материально – техническую базу для работы по данному направлению;
  • выработать систему воспитательно – образовательной работы.

Предполагаемый результат:

  • создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками ДОУ, сотрудниками ГИББД;
  • появление интереса у родителей к проблемам ДОУ;
  • совершенствование учебно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: учебный год

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Актуальность.

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Работа над проектом проводится в несколько этапов.

См. таблицу

Мероприятия по взаимодействию с родителями

Родительское собрание “Безопасность на улицах города”

Консультация для родителей “Учимся, играя”

Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”

Анкетирование родителей

Информационный стенд для родителей “Ребенок в безопасной среде”

Педсовет “Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога”

Цель: Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно – транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ

План проведения педсовета:

  1. Деловая игра.
  2. Творческие задания
  3. Решение педсовета.

Ход педсовета

1. Защита эмблем команды.

Жюри оценивает все конкурсы по 5 – бальной системе.

2. Дорожные знаки

Каждой команде дается по 10 знаков. Их нужно назвать.

3. Скоростное шоссе

Членам каждой команды быстро задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ. Учитывается время, за которое команда ответит на вопросы. Выигрывает та команда, которая за меньшее время ответила на большее число вопросов.

Вопросы для 1 команды

  1. Сердце машины -… (мотор)
  2. Главная автомагистраль -… (шоссе)
  3. Знак, обозначающий “Проезд запрещен”, - …(кирпич)
  4. Край дороги - …(обочина)
  5. Изменение направления движения - … (поворот)
  6. Наказание за нарушение ППД - … (штраф)
  7. Заторы транспорта на дороге - …(пробка)
  8. Животное, обозначающее переход дороги, - … (зебра)
  9. Пересечение двух дорог - … (перекресток)
  10. Транспорт, выравнивающий дорогу, - … (каток)

Вопросы для 2 команды

  1. Человек, управляющий транспортом, - … (водитель)
  2. Человек, идущий вдоль дороги, - … (пешеход)
  3. Пассажирский транспорт, работающий на бензине, - … (автобус)
  4. Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут, Вдоль по улицам бегут. (метро)

  1. Транспортное происшествие - … (авария)
  2. Место ожидания транспорта - … (остановка)
  3. Конец дороги - … (тупик)
  4. Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)
  5. Устройство, останавливающее движение людей и машин, - … (светофор)
  6. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью, - … (велосипед)

4. Сформулируй рекомендации

Одной команде предлагается придумать рекомендации по ППД для пешеходов, другой – для родителей, помогающий формировать у ребенка дисциплинированное поведение на улице.

Памятка юному пешеходу

  1. Переходить проезжую часть дороги можно только по пешеходному переходу. А если на перекрестке есть светофор – только на зеленый свет.
  2. Перед выходом на проезжую часть надо остановиться для наблюдения за дорогой и ни в коем случае не перебегать через нее, не убедившись в своей безопасности.
  3. Не следует играть вблизи проезжей части, непосредственно на ней, а также на остановках общественного транспорта.
  4. Нельзя выходить на проезжую часть дороги из – за стоящего автомобиля или других препятствий, ограничивающих видимость для водителя транспорта.
  5. Запрещено переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом.

Памятка родителям

  1. Без взрослых вашим детям на дорогу выходить нельзя.
  2. Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора.
  3. Дорога предназначена только для машин, а тротуар – только для пешеходов.
  4. Нельзя перебегать дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
  5. Стоящий безрельсовый транспорт надо обходить сзади, а рельсовый – спереди – по пешеходному переходу.
  6. Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

5. Словарь определений.

Командам даются слова, а им надо подобрать к этим словам свои определения.

Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед – двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение – езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Пешеход – человек, идущий пешком.
Автостоп – вид спорта, путешествие на попутных машинах.
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка – быстрое движение, езда.
Инспектор – должностное лицо, занятое инспектированием.
Инспектировать – проверять правильность чьих – то действий.
Жезл – короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам (толковый словарь русского языка)

6. История транспорта и знаков

1. Перед играющими лежат рисунки мяча, гончарного круга, деревянного диска и бревна. Что из этих предметов послужило прообразом колеса? (Бревно)

2. Как вы думаете, из какого материала изготовлялись первые колеса, и на каком виде транспорта?

(На повозках – из дерева, из обожженной глины и бронзы.)

7. Осторожно, знаки!

Какой знак может быть обозначен такими словами:

  1. “Ура! Уроки отменили!” (Осторожно, дети!)
  2. “Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)
  3. “Игра на рояле” (пешеходный переход)
  4. “Клад кота Леопольда” (дорожные работы)
  5. “Спи, моя радость, усни” (подача звукового сигнала запрещена)
  6. “Ветры и версты, убегающие вдаль,

Сядешь и просто нажимаешь на педаль”(пересечение с велосипедной дорожкой)

8. Творческое задание “Перспективное планирование по предупреждению ДТП ”

9. Решение педсовета.

Приложение