Урок русского языка по теме "Обобщение о словах, обозначающих предметы, действия, признаки предметов" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока :

– уметь находить слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов;

– развивать речь, логическое мышление, делать выводы, обобщать;

– воспитывать интерес к предмету, бережно относиться к природе.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы повторим слова, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки предметов. Мы будем развивать речь, логическое мышление, делать выводы, обобщать. В помощь мы возьмем внимание, дружелюбие, весь запас своих знаний.

3. Вступительная беседа.

– Какой месяц сейчас заканчивается? ( февраль)

– К какому времени года относится февраль? ( к зиме)

Заканчивается по календарю зима, и наступит новое время года.

К нам на урок пришла гостья. А кто, вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

А как вы догадались? Правильно, это весна. Это замечательное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Как вы себе представляете весну? (Молодая, красивая, яркая, веселая, шумная, разноцветная).

Учитель показывает картину. Какими цветами нарисована весна?

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок раскрылся раньше всех. (Подснежник)

Почему он так называется? (Это лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.)

Чистописание.

А на нашей полянке тоже сейчас расцветут цветы. Рисуем цветы безотрывно. Рисуем наклонную линию с закруглением вправо и рисуем три лепестка. Нарисуем пять цветков.

Весну мы узнаем по первым весенним цветам. Еще как можно узнать весну, по какому признаку? Для этого отгадайте еще загадку.

К вам летела целым словом, но под дождь попала я.

Дождь размыл меня, и в каплях к вам с небес спустилась я.

Собери капли и узнай как ее зовут. (На доске рисунок тучки с каплями, в каждой капле по букве. Ответ: капель)

– От какого слова образовалось слово капель? (Капля)

– Что такое капель? ( В толковом словаре дается такое определение: капель – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а так же сами капли.)

Звукобуквенный анализ слова.

Капель – 2 слога, 2 гласных звука, 3 согласных, 6 букв, 5 звуков.

Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак не дает звука)

Словарная работа.

Я читаю текст о весне, а вы выписываете словарные слова.

Наступила весна. Стоит хорошая погода. На веточках березки набухли почки. Весело чирикают воробьи. В субботу утром прилетела стайка грачей. Они принялись за работу. Всё вокруг оживилось и наполнилось шумом и звоном.

Найдите слова, обозначающие предмет. С приходом весны распускаются цветы, прилетают птицы.

На доске записаны слова, прочитайте их.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, подснежники, жаворонки.

На какие группы можно разделить слова?

(Названия птиц: скворцы, грачи, жаворонки. Названия цветов: ландыши, одуванчики, подснежники.)

Объяснение орфограмм.

На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? ( кто?) А в правом столбике? ( что?) Что они обозначают? ( предметы) Какой частью речи являются? ( именем существительным)

Кто? Это какие предметы? (одушевленные)

Что? Это какие предметы? (неодушевленные)

Как изменяются имена существительные? (по числам)

В каком числе записаны слова? (во множественном)

Изменим слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Вывод: Что же называется именем существительным?

Беседа.

Многие первоцветы сегодня стали редкими. Они записаны в Красную книгу. Недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Так давайте же не будем срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют нас своим запахом и ярким нарядом.

Правило: Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Можно составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

Физминутка.

Весной вместе с цветами просыпаются и бабочки.

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела, и к цветочкам полетела.

Чтобы подчеркнуть красоту природы, какую часть речи мы должны использовать в описании? (имя прилагательное)

Задание. Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.

Наступили ясные деньки. Журчат веселые ручейки. Скоро появится молодая травка.

В первом предложении найти основу предложения, т.е. главные члены предложения подчеркнуть.

Вывод: Что называется именем прилагательным?

Как они изменяются? (по числам)

Назовите слова, которые обозначают действия предметов. ( наступили, журчат, появится)

Какой частью речи они выражены? ( глаголом)

Что же называется глаголом?

Как изменятся глагол? (по числам, по временам)

Самостоятельная работа по уровням.

1 уровень.

Разделить текст на предложения и подчеркнуть слова, которые обозначают действия предметов.

Долго в лесах и полях пахло снегом. В марте появились новые запахи. Они идут от первых цветов.

2 уровень.

Составить и записать предложения, используя слова каждой строчки. В конце предложения поставить нужный знак. Подчеркнуть имена существительные.

ярко, Как, солнце, светит (Как ярко светит солнце!)

белоствольные, Ярко, березы, блестят (Ярко блестят белоствольные березы.)

же, появятся, Когда, листочки, первые (Когда же появятся первые листочки?)

Итоги урока.