Урок окружающего мира "Для чего и как мы дышим" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания (газообмене, дыхательных движениях);
  • дать представление о механизме дыхания;
  • развивать навыки правильного дыхания;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, негативное отношение к курению;
  • развивать учебно-информационные умения;
  • осознанно читать научно-популярный текст;
  • подбирать материал по определенной теме;
  • отделять новое от известного знания;
  • определять главное, существенное;
  • создавать план текста;
  • литературным языком выражать свои мысли;
  • работать с дополнительными источниками информации.

Оборудование: карточки с заданиями, 2 презентации (приложение 1, приложение 2), рисунки. Таблица “Органы дыхания”. Энциклопедии, толковые словари.

ТСО: компьютер, телевизор.

ХОД УРОКА

1. Постановка проблемы.

- Задержите дыхание на несколько минут.

- Можете долго не дышать?

- А жить без дыхания у нас получится?

- Догадались, о чем будем говорить на уроке?

Работа на уроке сопровождается демонстрацией рисунков из презентации. (Приложение 1)

<Рисунок 1>. На экране тема урока

- А сможем мы сейчас сразу объяснить, почему без дыхания человек не может жить?

- Можно считать этот вопрос проблемным?

- И так, проблема выявлена.

<Рисунок 2>. На экране отображается проблема

- Назовите ваши версии. (Учащиеся перечисляют свои версии)

Отрабатываются версии. (Подвести к гипотезе о необходимости энергии для жизни и значимости кислорода для получения энергии)

- Станет ли эта гипотеза ответом на наш проблемный вопрос, проверим.

Работа с учебником. (Стр. 23. 1, 2 абзац читают самостоятельно)

2. Актуализация знаний.

- Вспомним, что нам известно.

- Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.

- А что необходимо живым организмам, чтобы они могли жить, расти, размножаться? (Энергия)

- Откуда берут живые организмы эту энергию? (С помощью кислорода из органических веществ клетки нашего организма получают энергию)

- Так для чего необходим кислород нашему организму? (Для получения энергии, необходимой для обеспечения всех жизненных процессов нашего организма)

- А что обеспечивает наш организм кислородом? (Органы дыхания)

- От чего избавляют организм органы дыхания? (От углекислого газа)

- Мы на правильном пути, ребята.

3. Совместное открытие знаний.

- Познакомимся с органами дыхания.

а) Работа с толковым словарем (работа в группах).

- Объясните понятия: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие. (Объяснения учащихся сопровождаются показом слайдов)

<Рисунки 3, 4, 5, 6>. Органы дыхания

б) Работа с учебником. (Чтение нового материала, беседа)

- Проследим, какой путь проходит кислород к легким.

<Рисунок 7> .“Путь кислорода к легким”

- Отметим основные функции органов дыхания. (Учащиеся называют дыхательную, защитную функции, зачитывают материал о носовой полости, подчеркивая защитную роль)

- Можно выделить еще одну функцию, благодаря которой мы говорим. Давайте в этом убедимся. (Дети проводят перед зеркалом наблюдение за положением губ, языка при произношении звука [о], положив на гортань свою ладонь, ощущают дрожание голосовых связок )

<Рисунок 8>. “Как мы говорим”

- Какой вывод можно сделать? (Органы дыхания участвуют в образовании голоса, следовательно, эту функцию можно назвать голосообразующей)

- Посмотрим, что происходит с воздухом в легких.

<Рисунок 9>. “Газообмен”

- Но воздух сам не заходит в легкие. Посмотрим, как это происходит.

<Рисунки 10, 11>.“Вдох-выдох”

Физминутка. (Дети выполняют дыхательные упражнения)

4. Закрепление. Вывод.

- Подтвердилась наша гипотеза? (Да)

- Для чего же мы дышим? (Чтобы обеспечить организм кислородом для получения энергии, необходимой для жизнедеятельности)

- Как правильно нужно дышать?

5. Беседа о гигиене дыхания.

- Что нужно делать, чтобы не испытывать недостатка в воздухе? (Проветривать помещение, делать влажную уборку, гулять на свежем воздухе …)

- В воздухе много микробов и не всегда организм справляется с ними. Человек заболеет, появится кашель, насморк. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Чихание и кашель приносят вред организму?”

<Рисунок 12>. Вопрос

Учащиеся в учебнике ищут ответ на поставленный вопрос.

- А 1-я группа выполнит задание № 5. (Необходимо дать разумные советы к четырем ситуациям)

<Рисунки 13, 14, 15, 16>. “Ваши советы”

Проверка выполнения заданий.

Физминутка. (Дыхательные упражнения)

6. Работа в группах. (Четырем группам предлагаются научно-популярные тексты с заданиями из энциклопедии, пятой группе – материал о вреде курения)

Задание 1.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Составьте план текста.

Для дыхания живым организмам необходим содержащийся в воздухе кислород. При непрерывной подаче кислорода идут процессы “медленного горения” (или, точнее, окисления) и выделяется энергия, необходимая для жизни. Дыхание происходит в клетках. Поэтому самый простой тип дыхания – клеточный. Его мы встречаем у простейших водных организмов, например, у амебы. У некоторых многоклеточных, например, у медуз и плоских червей.

У сухопутных животных, избравших для себя кожный тип дыхания (например, у саламандр и у дождевых червей), кожа постоянно выделяет слизь и влагу.

У насекомых кожа покрыта панцирем и кожное дыхание для них невозможно. Дышат они особым способом – трахейным.

Большинство водных животных избрали жаберный тип дыхания. Жабры густо пронизаны кровеносными сосудами: кровь разносит кислород по всему телу.

Наземные позвоночные и человек пользуются легочным типом дыхания. По воздухоносным путям кислород поступает в легкие и через легочные пузырьки происходит газообмен.

Задание 2.

  1. Объясните значение слова альвеолы.
  2. Отделите новое знание от известного знания.
  3. Прочитайте новые сведения.
  4. Как дышит человек.

Человек и наземные животные пользуются легочным теплом дыхания. Они оригинально решили проблему поддержания дыхательной поверхности влажной. Просто поместили ее внутри своего тела! Внутренняя поверхность легких дробится на тысячи отдельных альвеол. В результате у человека общая внутренняя поверхность легких возрастает до 100 кв.м.

Человек дышит не только легкими, но и кожей, хотя кожное дыхание незначительно (1-2 % общего объема дыхания)

Задание 3.

  1. Дополните текст, чтобы у вас получилась убеждающая речь.
  2. Из чего состоит воздух, которым мы дышим?
  3. Сколько кислорода человеку необходимо на один вдох?
  4. Говорят, что для дыхания человеку необходим кислород. Так ли это?

Воздух, которым мы дышим, состоит из кислорода (21%), углекислого газа (0,03%), азота (78%) и других газов (0,97%). В воздухе, который мы выдыхаем, содержатся те же газы, но уже в другом количестве: кислород (примерно 16%), углекислый газ (примерно 5%), азот (78%), другие газы (0,97%).

Нетрудно заметить разницу: в выдыхаемом воздухе содержится меньше кислорода и больше углекислого газа, чем во вдыхаемом. А это значит, что….

Задание 4.

  1. Собрать текст из частей.
  2. Выделить главную мысль.
  3. Озаглавить текст.

Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, так как при нем меньше опасность надышаться пыли, простудиться, или заболеть.

Дети, привыкшие дышать ртом, не только чаще страдают от инфекций и простуды, но и хуже развиваются в умственном отношении. Связано это с тем, что при ротовом дыхании ухудшается кровоснабжение головного мозга. Привычка дышать ртом плохо сказывается и на работе других органов. В том числе и сердца. При дыхании носом воздух проходит через носовую полость. Потом он попадает в носоглотку, гортань, трахею, бронхи и попадает в легкие в легочные пузырьки. Там и происходит газообмен. При дыхании через нос вдыхаемый воздух нагревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. В носовой полости выделяется слизь, к которой прилипает пыль и микробы. Поэтому надо всегда стараться дышать через нос.

Мы дышим постоянно и часто даже не задумываемся о том, как это происходит и какое дыхание правильное.

Задание 5.

  1. Выберите сведения о вреде курения.
  2. Прочитайте стихотворение в лицах.

Знаете ли вы?

  1. Курение опасно для здоровья.
  2. Завершать любые споры лучше добрыми словами.
  3. Никотин – яд, люди вдыхают никотин при курении.
  4. Нельзя приносить животных из леса домой, они могут погибнуть.
  5. В каждой сигарете содержится около 15 вредных веществ, приводящих к раку.
  6. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут.
  7. Курильщик за год вбирает в свои легкие литр смолы.
  8. Недружелюбный тон общения может стать причиной конфликта.
  9. Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщика желтыми.
  10. Аппетит приходит во время еды.
  11. Изо рта курящего плохо пахнет, он не различает вкус еды.
  12. Курящий человек становится раздражительным.
  13. Орган слуха у кузнечика находится на ногах.
  14. Курение – это тяжелое заболевание, от которого можно умереть.

Мое имя – сигарета.

“Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо – слабакам”.
Запомни – человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать
“Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить,
Я – человек! Я должен сильным быть!”

Каждая группа представляет и защищает свою работу.

7. Обобщение. <Рисунок 17>

8. Рефлексия. Тест. Презентация 2.