Урок-проект по географии "Демографический портрет Яснозерского сельского поселения Белгородской области" (8-й класс)

Разделы: География

Класс: 8


Цели проекта:

  • историко-географическое изучение своего населённого пункта;
  • создание электронно-демографического портрета поселения;
  • воспитание интереса к своей малой родине и населению.

Яснозоренского сельского поселения. Урок проводится в форме защиты проекта, над которым работали группы учащихся. Ребята изучили материалы, имеющие отношение к географии и истории нашего поселения. Объектом изучения и исследования стали статистические и демографические показатели по Яснозоренскому сельскому поселению за несколько лет.

  1. Особенности географического положения и природных условий Яснозоренского поселения.
  2. История создания села.
  3. Демографический портрет поселения.
  4. Изучение топонимики улиц Ясных Зорь.
  5. Проведение соцопроса населения.

Этапы работы:

  1. Постановка темы и цели проекта, которые будут отражены в работе.
  2. Работа в мини-группах над заданиями.
  3. Систематизация материала, создание презентации.
  4. Презентация и защита проекта.

Задание 1

Географическое положение и особенности природных условий поселения.

1) Определите местонахождение Яснозоренского сельского поселения на карте России и Белгородской области. Приведите данные по составу, общей площади и другие.

2) Особенности природных условий нашей местности:

А) Рельеф – средняя высота, преобладающие формы рельефа. Есть ли полезные ископаемые?

Б) Тип климата – средняя температура января и июля, осадки за год и другие особенности.

В) Водные объекты – количество прудов, их площадь. Есть ли реки? Родники? Водохранилища?

Г) Особенности земельного фонда округа: общая площадь поселения, с/х угодий, пашни и т.д. Преобладающие типы почв.

Д) В какой природной зоне мы живём? Типичные растения и животные нашей местности.

Задание 2

История создания Ясных Зорь.

1) Когда и почему образовались Ясные Зори? Назывался ли новый населённый пункт посёлком документально? Как появилось название?

2) Постарайтесь выяснить, что было в данном месте до строительства Ясных Зорь? Были ли жилые дома? Сколько улиц?

3) Имеются ли другие названия? С чем они связаны?

Задание 3

Изучение топонимики улиц села Ясные Зори.

1) Что такое топонимика?

2) Переименовывались ли улицы?

3) Перечислите улицы Ясных Зорь.

4) Могут ли названия улиц рассказать нам о прошлом?

Улицы рассказывают о прошлом, настоящем и будущем:

  • улица-антропоним – улица Кирова (выясните, кто был С.М.Киров, почему улица названа его именем?);
  • улицы, отражающие исторические события (советская, 50-летия Победы и т.д.);
  • улицы, отражающие труд человека (улица Полеводов и др.);
  • улица Школьная - …
  • Каштановая…
  • Лесная…
  • бульвар Юности и т.д.

4) Опишите улицу по плану:

  1. Положение в Ясных Зорях, как давно появилась?
  2. Сколько домов? Сколько этажей?
  3. Какие есть учреждения?
  4. Насаждения? Внешний вид?

5) Есть ли дороги?

6) Другие особенности.

Задание 4

Особенности населения.

1) Численность населения сёл Яснозоренского поселения, сравните с численностью населения Белгородского района или области. Покажите это круговой диаграммой. Сравните численность населения в сёлах за разные годы (2003, 2009), покажите разницу с помощью графика. За счёт естественного ли прироста изменялась численность? Миграционные процессы.

2) Используя данные площади поселения и численность населения, определите среднюю плотность. На каждого жителя необходимо 0,8 га незагруженных территорий для отдыха. Используя данные о земельном фонде поселения, рассчитайте, хватает ли зон рекреации на каждого жителя?

3) Используя статистические данные ЗАГСа Белгородского района, определите особенности естественного движения населения Яснозоренского сельского поселения. Рассчитайте ЕП за 2007 и 2008 годы, покажите графически. Сравните показатели для Ясных Зорь, Октябрьского, Никольского, Таврово, Головино, Дубового, покажите столбчатой диаграммой.

4)  Используя статистические данные ЗАГСа Белгородского района, определите показатели за 2007 2008 годы по заключению и расторжению брака. Влияют ли разводы на демографические процессы в обществе? Приведите примеры.

5) Проанализируйте данные по возрастному и половому составу населённых пунктов поселения: в каком возрасте наблюдается перевес мужчин, а в каком – женщин? Постройте столбчатую диаграмму, показывающую доли детей, взрослых, пожилого населения в каждом из сёл. Как вы объясните различия в них? Что в них общее? Средняя продолжительность жизни населения.

6) Национальный состав населения Яснозоренского поселения. На каких языках говорит население? К каким языковым группам и семьям относится? Какие религии распространены? Исторически сложившиеся связи между народами в нашей местности.

7) Этапы экономической жизни населения поселения. Анализируя статистические данные, определите экономически активное население. Покажите круговыми диаграммами:

  • не работающее население в трудоспособном возрасте
  • инвалидов в трудоспособном возрасте (отразите, сколько мужчин и женщин?);

В какой сфере занято работающее население?

Перечислите учреждения, где работают яснозоренцы.

Проанализируйте данные о числе наличных хозяйств и численности населения за 2009 год. В каких сёлах больше занимаются подсобным хозяйством? Есть ли фермерские хозяйства?

8) Территориальная подвижность населения.

Какова средняя дальность между сёлами в нашем поселении?

Проанализируйте данные анкеты о том, куда и с какой целью чаще всего ездят жители Ясных Зорь. Определите процент работающих за пределами Белгородской области.

Сделайте вывод о территориальной подвижности населения.

9) Анкета – опрос.

Данные об интервьюируемом:

Коренной житель или приезжий (нужное подчеркнуть).

Пол: м. ж.

Возраст:________

Вид деятельности: учащийся, студент, рабочий, служащий, пенсионер и т.д.

  1. Считаете ли вы своё село эстетически привлекательным?
  2. Если, да, то за счёт чего? (Зелёных насаждений, архитектурной планировки, чистоты и порядка и другое).
  3. Если, нет, то за счёт чего? (Мало зелени, отсутствие историко-культурного центра, чистоты на улицах и другое).
  4. Как вы считаете, какие типы зданий должны преобладать в облике вашего села? (Высотные, малоэтажные, усадебная застройка, сочетание различных типов зданий).
  5. Хотели бы вы, чтобы село вошло в границы г. Белгорода?
  6. Оцените ваши жилищные условия по пятибалльной шкале.
  7. Ваша семья проживает в частном доме, квартире, другое.
  8. Предпочли бы вы поменять своё место жительства на Белгород:
  9. Да, даже при потере площади и доплате; нет.
  10. Часто ли вы бываете в Белгороде? (По рабочим дням, по выходным, несколько раз в месяц, несколько раз в год, совсем не бываю).
  11. Причины ваших поездок в Белгород? (К месту работы или учёбы, торговые, коммерческая деятельность, к родственникам, посещение мест отдыха и др.).
  12. Считаете ли вы, что в селе сложилась неблагоприятная экологическая обстановка?