Безударные гласные в корне слов. Проверочные и проверяемые слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, учить точно, употреблять их в тексте, развивать орфографическую зоркость, выполнить тест с элементами какографии, активизировать словарь по теме “Животные”;
  • развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;
  • умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
  • воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь и бережное отношение к природе;
  • развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.

Оборудование:

  • набор слайдов (презентация), текст, физминутка для глаз, музыкальное сопровождение для физминутки, компьютер, видеопроектор, магнитофон, тест (9 шт.), буквы на магнитах “А”, “О”, “Е”, “И”, “Я”.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

2. Актуализация знаний. Объявление темы урока.

- Внимание на экран! СЛАЙД № 1. Презентация

1. Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове.

- Как мы называем такие гласные? (Ударные)

2. Определите, в какой части слов пропущена буква. (Буква пропущена в корне слова)

3. - Вставьте пропущенные буквы. (В слове линейка вставили букву “И”, в слове лесной – “Е”, в слове водить – “О”)

- Какие это буквы? (Они гласные)

- Что можно сказать об этих гласных? (Гласные в корнях - безударные)

СЛАЙД № 2

– Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”.

СЛАЙД № 3

- Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Во время путешествия нам будут помогать добрые друзья. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту (дети дуют).

3. Формирование новых знаний.

СЛАЙД № 4

- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных. (Слово бег является проверочным для остальных)

- Почему? (В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная)

- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.

- Какие буквы вставили?

- Подведем итог. Чем отличаются проверочные слова от проверяемых? (В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная)

4. Закрепление новых знаний.

СЛАЙД № 5

– Сейчас вы будите работать в парах. Выполните тест.

Второе задание. Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

- Какие буквы вы поместили в кружочки? (Дети называют буквы, а учитель помещает их на доску)

- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками? (В слова с безударной гласной в корне)

5. Физминутка для глаз.

СЛАЙДЫ № 6, 7, 8

- Сейчас проведем физминутку для глаз “Нарисуй солнышко”. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за лучиками солнышка.

6. Словарная работа.

- Запишите словарь.

СЛАЙД № 9

Третье задание. Поберите по смыслу словарные слова. (Дети читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка)

- Какое слово лишнее и почему?

- Откройте учебник и найдите на с. 109 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить в данных словах. (Взаимопроверка)

7. Работа над текстом.

СЛАЙД № 10

Четвертое задание. Прочитайте и озаглавьте текст. (“Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.)

- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание). (Текст - описание)

- Почему? (В этом тексте использовано много прилагательных)

- На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой?, какая?, какая?, какое?)

- Найдите их в тексте. (Пестрый, красные, синие, серых, голубые)

- Найдите предложения с однокоренными словами. (Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки.)

- Назовите однокоренные слова. (Цветет, цветы, цветочки)

- Какие это слова проверочные или проверяемые? (Проверяемые)

- Подберите к ним проверочное слово. (Цвет)

- Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти. (Дети пишут, а потом проверяют)

- В этом предложении определите, подчеркните главные члены предложения.

- Второе предложение спишите самостоятельно, с проговариванием.

- Третье предложение прокомментирует …

- В третьем предложении определите, напишите часть речи слов.

8. Физминутка.

СЛАЙД № 11. Танец “Утят”

9. Творческое задание.

СЛАЙД № 12

Задание пятое. Прочитайте. Угадайте, что это за зверь.

- Кто это? (Лиса)

- А сейчас вы самостоятельно составьте и запишите в тетради рассказ-загадку о животном и птице. (Дети работают самостоятельно под мелодию, проверить 2-3 человека)

Если останется время, сделать задание на слайде № 13.

13. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:

Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):
А, О, Е, И, Я!

- Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные.

14. Оценка.

- Вы славно потрудились. Сегодня на уроке работали все хорошо, но особенно мне хочется отметить следующих учеников … (оценка)

15. Домашнее задание. С. 50 упр. 14.

- Я благодарна вам. У меня хорошее настроение. А у вас?

- Спасибо всем! Урок окончен!

Тест (приложение 1)

Музыкальное приложение