Урок-проект литературного чтения во 2-м классе. Тема: "Обобщение по разделу «Писатели – детям»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания учащихся о жизни и творчестве изученных писателей;
  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей;

Ход урока

1. Организационный момент

Итак, друзья, начнём урок
Затей у нас большой мешок
А для кого они? Для вас.
Я знаю, любите вы игры
Загадки, песни, сказки,
Но нет ничего интереснее
Чем наши весёлые книги!

2. Слово учителя

Учитель: Сегодня мы вспомним и обобщим изученные произведения наших любимых поэтов: К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто, с которыми вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

Ну, а начнём наш урок с биографии.

3. От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи и печатаясь. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни – 1882 – 1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Стихи-сказки Чуковского – «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», «Муха-цокотуха» и другие – воспринимаются детьми как песенки, под которые можно двигаться, приплясывать. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать… они никогда не зажгут малолетних сердец» – утверждал Чуковский. Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает.

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

Самуил Яковлевич Маршак – детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого- полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме – вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе.

4. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения по каждому автору.

5. Творческая работа учащихся

Учитель Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи.

а) Группа «Радость» показала сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!»
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
«Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»
Прибежал медведь
И давай реветь:
«Ку-ка-ре-ку!»
И кукушка на суку:
«Не хочу кричать ку-ку,
Я собакою залаю:
Гав, гав, гав!»
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал –
Под капустою лежал,
По заячьи хлопотал
И зверюшек неразумных уговаривал:
«Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
Но весёлые зверята –
Поросята, медвежата –
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.

б) Группа «Верёвочка» показала телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, мячик, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стишки о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, ведущий читает стишок)

Ведущий читает стишки:

«Мячик»
Наша Таня громко плачет…
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.    
                                      
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком поглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

«Зайка»
Зайку бросила хозяйка.
Под кустом остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.

Ведущий: Тебе понравились стишки? А в следующей передаче я почитаю другие стишки. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» показала диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)

Я сегодня сбилась с ног –
у меня пропал щенок.
Два часа его звала,
два часа его ждала,
За уроки не садилась
и обедать не могла.
В это утро очень рано
соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
прыгать, лаять, всех будить.
Он увидел одеяло –
покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул
с мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
еле вылез и пропал…
Может быть, его украли,
на верёвке увели,
Новым именем назвали,
дом стеречь заставили?
Может, он в лесу дремучем
под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом,
мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала: – Подождём.
Два часа я горевала,
книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
всё сидела и ждала.
Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
прыгает через порог...
Кто же это? Мой щенок.
Что случилось, если сразу
не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: – Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный, в постели
Мой щенок лежит пластом
и виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу –
Я сама его лечу.

г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Старуха, дверь закрой!» показала кукольный спектакль

Под праздник, под воскресный день,
Пред тем, как на ночь лечь,
Хозяйка жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
– Старуха, дверь закрой!
– Мне только дверь и закрывать,
Другого дела нет.
По мне- пускай она стоит
Открытой сотню лет!
Так без конца между собой
Вели супруги спор,
Пока старик не предложил
Старухе уговор:
– Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот двери и запрёт!
Проходит час, за ним другой.
Хозяева молчат.
Давно в печи погас огонь
В углу часы стучат.
Вот бьют часы двенадцать раз,
А дверь не заперта.
Два незнакомца входят в дом,
А в доме темнота.
А ну-ка, – гости говорят, –
Кто в домике живёт?
Молчат старуха и старик,
Воды набрали в рот.
Ночные гости из печи
Берут по пирогу,
И потроха, и петуха, –
Хозяйка – ни гу-гу.
Нашли табак у старика.
– Хороший табачок! –
Из бочки выпили пивка.
Хозяева – молчок.
Всё взяли гости, что могли,
И вышли за порог,
Идут дворцом и говорят:
– Сырой у них пирог!
А им вослед старуха: – Нет!
Пирог мой не сырой! –
Ей из угла старик в ответ:
– Старуха, дверь закрой!

6. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям

  • С. Маршак
    Как выглядел кот в стихотворении «Кот и лодыри»? В каком дупле жил дятел в стихотворении «Про всё на свете»? В каком произведении есть герои-цифры? Что кот не может делать без грамоты?

  • А. Барто
    Что делал герой Вовка? Какие витамины были у Пети? На чём прыгала девочка? Почему Петя просыпался 10 раз?

  • К. Чуковский
    Кто пугал всех зверей в сказке «Тараканище»? В какой сказке убежала посуда? В какой сказке тащили бегемота? Кого спас комар? Назовите сказку.

  • С. Михалков
    Отчего заболел медведь в одной сказке? Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

7. «Узнай предмет»

У вас в папках имеются картинки. Для чего? (ответ ученика – определить, из какого стихотворения)

  • С. Маршак – картинки: коньки, мышь, портфель, мальчики
  • С. Михалков – картинки: девочка, щенок, кот, пчела, мальчик
  • А. Барто – картинки: верёвочка, мишка, мальчик, лошадка, мяч
  • К. Чуковский – картинки: бабочка, кот, посуда, носки, таракан

8. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Про Фому», «Мой секрет»,»Телефон», «Тараканище», «Верёвочка», «В школу», «»Помощница», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «От 1 до 10», «Усатый-полосатый». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора.

9. Подведение итога урока.

Каких писателей мы изучали? Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему? Чему учат эти стихи? И в дальнейшем на уроках литературного чтения и на уроках внеклассного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.