Урок-путешествие по теме "Порядок действий" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Уровень подготовки учащихся: урок составлен для сильных с хорошей работоспособностью учащихся и рассчитан на 40-45 мин; для учеников среднего уровня или имеющих невысокую скорость выполнения практических заданий можно увеличить время.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа.

Главная учебная цель: Осуществление межпредметных связей между математикой и информатикой.

Дидактические цели урока:

  1. Отрабатывать вычислительные навыки учащихся.
  2. Закреплять законы сложения и умножения.
  3. Развивать логическое мышление, пространственное воображение; формировать умение алгоритмизировать свои действия и работать по алгоритму.
  4. Воспитывать правильную стратегию поведения и навыки работы в группе.

Предварительная подготовка:

  1. Расстановка столов: необходимо 4 рабочих места для четырех команд, проходы между которыми свободны (сумки и портфели не должны мешать учащимся).
  2. Жеребьевка: каждый ученик «тянет» на карточке номер своей команды (1, 2, 3, 4) или роль помощника на станции.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Сообщается цель урока:

Путешествуя сегодня на уроке по станциям, каждый из вас должен своими математическими знаниями и умениями начинающего программиста привести свою команду к победе. Умение правильно и рационально выполнять действия с натуральными числами, быстро решать примеры на несколько действий оцениваются отличными отметками, как обычно. Но особые качества организатора, координатора, консультанта и капитана команды сейчас особенно ценятся. Команда, прошедшая свой маршрут быстрее остальных, и команда, набравшая максимальное количество баллов получают «5». Третья за ними получает «4». Личный зачет: проверка тетради и особые заслуги в групповой работе.

Формируются команды, рассаживаются на свои рабочие места, придумываются названия. Учитель раздает МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Устанавливаются станции.

2. Основной этап (работа в группах-командах):

На каждой станции команда работает 10 мин.

Сообщаются ЗАДАНИЯ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

  • Станция «Упрости-ка». Необходимо решить 10 примеров и за каждый правильный получить 1 балл.
  • Станция «Конструкторское бюро». Работаете с двумя блок-схемами и за каждую можете получить 5 баллов.
  • Станция «Город программистов». Необходимо составить алгоритм или программу (словами) выполнения действий для вычисления значения выражения. Выполнить эту программу. Получите 1 балл за верный пункт алгоритма и верный к нему ответ.
  • Станция «Роботландия». Выполнить программу (1 балл за каждое верное действие) и по ней составить выражение, за которое 3 балла.

Помощники с первой командой выполняют задание своей станции. Если при проверке у них задание выполнено неверно (проверить помощников необходимо через 8 мин), то учитель выдает ЛИСТ ОТВЕТОВ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). И остальные команды помощник проверяет самостоятельно. Выставляет в маршрутные листы количество заработанных баллов.

Команды переходят со станции на станцию, в соответствии с маршрутным листом и строго по времени. В условиях урока рациональней переходы помощников с заданиями от стола к столу.

Учитель помогает организовать работу в группе: или распределить задания между игроками, или скоординировать взаимопроверку, или назначить секретаря, записывающего ответы.

3. Подведение итогов.

Собираются маршрутные листы.

  • Самыми быстрыми и организованными оказались…
  • Больше всех баллов набрали…
  • Лучший капитан команды…
  • Лучше всех считал…
  • Самый справедливый помощник…

Команда, последней закончившая путешествие, сдает тетради для индивидуальной проверки.

Чтобы получить:

  • «5» необходимо было набрать 26-24 балла;
  • «4» за 23-20 балла;
  • «3» за 19-16 баллов.

4. Домашнее задание (по учебнику Виленкина):

№ 644, 646.