Открытый урок по математике "Математическое кафе" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепить знания таблицы умножения и деления, знания об увеличении числа на несколько единиц и в несколько раз;
  • отрабатывать умение решать задачи изученных видов; формировать вычислительные навыки;
  • повторить связь между результатами и компонентами арифметических действий;
  • закрепить умение находить периметр и площадь прямоугольника.
  • Учить детей рассуждать и доказывать, развивать мышление, память и речь.

Оборудование: картинки с изображением овощей, загадки об овощах; меню на каждую парту; карточки с примерами и уравнениями; карточки со словарными словами (гурман, диета, закуска, гарнир, десерт, меню); лазерная указка.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания.

– Добро пожаловать в наше «Математическое кафе», где смогут утолить свой утонченный вкус ГУРМАНЫ ( любители и ценители изысканной пищи), найдутся блюда для людей, соблюдающих ДИЕТУ (специально установленный режим питания). Все сегодня найдут подходящие для себя блюда. Ведь не зря говорят : «МАТЕМАТИКА – ПИЩА ДЛЯ УМА».

(Высказывание написано на доске.)

– Сделайте свой заказ, записав в тетрадях число и «Классная работа». Помните о хороших манерах – как правильно сидеть за столом. Их еще в XVIII веке записал Перт I в своей книге для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

II. Закрепление таблицы умножения и деления, формирование вычислительных навыков.

1. – Ознакомтесь с нашим МЕНЮ (листок с названием блюд). Начинаем нашу ТРАПЕЗУ ( прием пищи, еда) с ЗАКУСКИ ( то, что едят в начале обеда или ужина).

– Это богатое витаминами блюдо – ВИНЕГРЕТ. Отгадав загадки, мы узнаем ,из чего его готовят.

В темноте живет все лето
Как солдат, в мундир одета,
А сними мундир – бела
Гостья нашего стола. ( картофель)

Не бьет, не ругает,
А от него все плачут. (лук)

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? ( огурец)

Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. ( горох)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. ( капуста)

Сверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. ( свекла)

Сидит в темнице,
А коса на улице. ( морковь)

– Что можно сказать о словах-отгадках? (Дети отгадывают загадки, учитель выставляет картинки с изображением овощей. На каждой картинке записан пример.)

– Чтобы закуска была вкусной, нужно найти значение выражений на овощах, записав только ответы в строчку. (Учащиеся работают самостоятельно. Проверку осуществляют с помощью сигнальных карточек.)

  3*6     7*3     5*5     4*7     4*5     2*3     3*9  
18 21 25 28 20 6 27

– Что заметили?

2. –Запишите отрезок натурального ряда из 6 чисел, первое из которых состоит из 3 д. 7 ед.

(37 38 39 40 41 42 )

3. – Составьте и запишите по две суммы и разности, используя числа ОНР:

  • 1 вариант – с переходом через разряд;
  • 2 вариант – без перехода через разряд.

(Проверяют сами учащиеся, поменявшись тетрадями.)

III.Физминутка.

Учитель показывает картинки с овощами, дети «рисуют» носом.

IV. Решение задач.

1. – Молодцы, с закуской вы управились. Приступаем к первому блюду – это борщ. И сравним задачи.

  • Для приготовления борща повар почистил 8 кг свеклы. А картофеля на 5 кг больше. Сколько кг картофеля почистил повар?
  • Для приготовления борща повар почистил 8 кг свеклы, а картофеля в 5 раз больше Сколько кг картофеля почистил повар?

– Подумайте. В какой задаче картофеля больше. Объясните свой выбор. (Задания в меню читают учащиеся.)

– Решите каждую задачу на досках.

2. Измени вопрос задачи так, чтобы получилась составная задача. Решите задачи по вариантам с краткой записью. (Два человека работают у доски. Проверяет весь класс.)

V. Физминутка

проводится под музыку песни «Антошка».

– Приступаем к горячему. Прочитайте, что предлагает меню.

  • На 4 одинаковых подносах поместилось 36 котлет. Сколько котлет поместится на 9 таких же подносах?

(Один ученик комментирует задачу у доски.)

VI. Решение уравнений.

– К горячим блюдам обычно подают ГАРНИР (овощи, каши и другие добавления к мясным и рыбным блюдам).

– В «Математическом кафе» приготовили уравнения:

10+х=67            х 5=35
А-31=29   30:у=6

– Чему равен корень каждого уравнения? (Учащиеся решают уравнения на «Досках», объясняя выбор действия).

VII. Геометрический материал.

– Мы подошли к самому любимому многими детьми и взрослыми этапу обеда – это ДЕСЕРТ (фрукты или сладкие блюда, подаваемые в конце обеда).

– На десерт у нас пирожные разных форм.

1. Рассмотрите рисунок, дайте как можно больше общих названий для фигур.

2. Найдите периметр и площадь «лишней» фигуры. Объясните свой выбор.

VIII. Занимательный материал.

– На десерт – задачи-шутки
Только на одну минутку.

  1. Что легче: кг ваты или кг железа?
  2. Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?
  3. На столе лежали конфеты в кучке. Две матери и две дочки, да бабушка с внучкой взяли по одной штуке, и не стало кучки. Сколько было конфет в кучке?

IX. Итог урока.

– Вот и подошла к концу наша трапеза. С каким настроением вы уходите из нашего кафе?

– Кто из класса нас сегодня поразил:

  • Был самым организованным?
  • Высказал оригинальную мысль?
  • Освоил то, что раньше не получалось?

(Учитель дает оценку работы учащихся.)

Х. Домашнее задание.

– Я думаю, что вам понравились пирожные. Начертите дома разные пирожные с периметром 12 см. найдите их площадь.