Методы включения родителей в образовательный процесс в рамках программы сохранения и укрепления здоровья детей

Разделы: Работа с родителями


Актуальность вопроса о работе с родителями в дошкольном учреждении стоял как раньше, так и сейчас, а именно вопрос об оздоровлении детей, о профилактике ОРЗ и ОРВИ.

Хочу отметить, что сейчас, в данный временной отрезок, работа с родителями имеет очень важное и крайне необходимое значение. Родители дошкольников бывают люди самых разных возрастов и профессий, люди заняты с утра и до позднего вечера, они работают. Их дети, сейчас это большинство, находиться в детском саду с 7:00 часов до 19:00 часов. И именно наша задача заботиться об укреплении их здоровья профилактики ОРЗ и ОРВИ, об их закаливании, но в, то, же самое время привлекать и родителей. Научить их и помочь им быть родителями с большой буквы, внимательными и грамотными к своим детям.

Работая в дошкольном учреждении на протяжении многих лет, замечаю, что сейчас наметилась угрожающая тенденция роста заболеваний детей ОРЗ, ОРВИ, дети болеют чащи и дольше, с осложнениями которые переходят в хронические заболевания. Всё выше сказанное сильно влияет на весь процесс развития ребёнка и тесно связано с показателями личностного развития, ребёнок не может посещать детский сад, отстает от программы, от своих сверстников и чувствует себя дискомфортно.

Мы должны дать ребёнку возможность развиваться как личности, в приемлемой для него среде. Врачи и психологи считают, что когда болен ребёнок, то отношение к миру меняется. Наша помощь, как педагогов, заключается в получении объективной информации об особенностях их ребёнка. Несогласие родителей с решением специалиста приводит к возникновению конфликта как внутри семьи, так и с педагогом, а наша цель этого избежать, но суметь помочь как ребёнку, так и родителям.

Организовать работу с родителями можно различными приёмами и методами. Можно организовать анкетирование родителей, тренинг, беседу, консультацию. Но самое главное, чтобы это всё получилось и дало «плодородные всходы» нужно – ОБЩЕНИЕ.

Может это кому-то покажется банальным, но простое «человеческое» общение, в спокойной форме, с улыбкой на лице, даёт заряд положительной энергетики, как в работе с детьми, так и в работе с родителями.

Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми.

Уникальность общения заключается в том, что каждый человек может влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей.

Так, например легко и в непринуждённой обстановке можно предложить организовать соревнования посвящённые «23 февраля» – «Военные учения». Такое мероприятие проходит в нашем детском саду. В старшей и подготовительной группе дети участвуют сами, самостоятельно, родители только болеют за них. А в младшей и средней группе такие «Военные учения» проходят вместе с родителями, где они принимают непосредственное участие, каждый родитель со своим ребёнком. Соревнования проходят на улице, они бросают «гранаты», преодолевают препятствия, катаются на санках, на лыжах, на спортивной площадке организуется военно-полевая кухня, с кашей и тушёнкой, с горячим чаем. В конце, т.е. на финальном этапе соревнований проходит награждение, как детей, так и родителей, памятными значками, грамотами и т.д.

В такой непринуждённой обстановке, общаясь друг с другом и налаживается тот контакт о котором мы уже говорили, мало того, дети соревнуясь на улице получают закаливающий эффект, а родители с удовольствием принимают участие и сами того не подозревая играют со своим ребёнком. Если в младшем возрасте родители с осторожностью относятся к оздоровительным мероприятиям на улице, то в старшем возрасте они организовывают их сами и вносят свои предложения как лучше всё провести.

Таким образом, проводя закаливающее мероприятие, мы общаемся с родителями и создаём с ними очень тесный контакт.

Заинтересовывая родителей, мы создаём интерес.

ИНТЕРЕС – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. ИНТЕРЕС – возбуждение – чувство захваченности, любопытства, зачарованности. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт, получить новую информацию. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью.

В нашем дошкольном учреждении оздоровительные мероприятия

проходят в тесном контакте с родителями, т. к. мы опираемся на главный природный фактор: солнце-воздух-вода. Начало дня это приём детей, в тёплое время приём и зарядка проводится всегда на улице. В холодное время, в зависимости от возрастной группы зарядка проводиться как в спортивном и музыкальном зале, так и на улице у каждой группы 1-2 раза в неделю.

Перед завтраком проходит точечный массаж, он известен всем, но главный фактор- это система мероприятий. Система должна быть не только в точечном массаже, но и во всех оздоровительных мероприятиях.

Так, проводя «Рижский способ закаливания» в системе, дети заметно меньше болеют, постоянно посещают детский сад, не пропускают занятия и растут и развиваются гармонично. Рижский способ закаливания был взят нами не случайно. Он не требует большой подготовки и самое главное дети не делятся на подгруппы (часто болеющие, после болезни и т. д.). Экономит время, т. к. проводится перед сном.

Требуется - калий марганец О4 (для обеззараживания воды), 1-2 тазика, дорожки (заранее сделанные) с керамзитом, с пробками, с пуговками, с карандашами нашитыми сверху. Температура воды в тазиках 18 С0. Перед сном, когда дети раздеваются, они идут в спальню босиком, сначала наступают в тазик, а, затем, не вытирая ноги, идут по массажным коврикам.

В это время происходит не только закаливание ребёнка, но и профилактика плоскостопия, профилактика ОРЗ и ОРВИ.

Сразу после сна проводится взбадривающая гимнастика. Но ещё раз хочется напомнить об одном из главных факторов, это система – если в системе не будут проводиться все оздоровительные мероприятия, то результата тоже не будет. Система оздоровительных мероприятий проводится каждый день, и занимает своё место в календарном планировании дня у воспитателя.

Таким образом, мы доносим до родителей все выше описанные мероприятия, привлекаем их в организации закаливающих процедур – пошив ковриков, игры для дома и т.д. Всё это стимулирует, желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.

Хочется заметить, из своего опыта, что выше описанные мероприятия, одинаково полезны всем участникам – детям, педагогам, родителям.

Взрослые начинают понимать, что дошкольный период развития ребёнка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, то гораздо внимательнее относятся к своему ребёнку, к его просьбам, проблемам, к связи между тем, что делают для ребёнка они сами, и к той колоссальной работе, которую совершает ребёнок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. Ведь здоровый ребёнок всегда радует своих родителей, постоянно посещает все мероприятия детского сада, не отстает от программы, занимает в диагностировании средний или высший уровень развития, занимается в системе и растёт гармонично развитой личностью.

Если родители начинают относиться к ребёнку, как к личности, то работа педагога прошла не напрасно и дала «плодородные всходы».

Список литературы:

  1. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. «Работа ДОУ с семьёй».
  2. Методические рекомендации. Москва, 2007.