Урок русского языка по теме "Местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить и закрепить наиболее сложные вопросы темы
  • расширить и углубить знания по истории местоимений, их употреблению в речи.

Оборудование урока: наглядное пособие – «карта страны «Местоимений», на которой на фоне ландшафта крупно обозначены 8 городов и 1 хутор, названные по разрядам местоимений (Хутор – возвратное).

Ход урока:

1. Оргмомент, постановка целей.

2. Фронтальный опрос.

- Кто населяет страну Местоимению?

- Охарактеризуйте эту часть речи.

Дается определение местоимения по трем признакам. Учитель обращает внимание на отличие значений местоимений от других частей речи, на их необычность.

3. Работа с текстом.

Ученик зачитывает отрывок из сказки «Алиса в стране чудес». Мышь говорит: «Итак, я продолжаю. Эдвин и Моркар, графы Мерсии и Нортумбеланна, обьявили себя на стороне Вильгельма, и даже Кентерберийский архиепископ Стайджент, известный патриот, нашел это благоразумным.

- Нашел что?- спросила Утка.

- нашел это, - сказала Мышь раздраженным голосом. – Вы, конечно, поняли, что значит Это?

- Я отлично понимаю, что значит Это, когда сама что-нибудь нахожу, - заметила Утка.

- Это обыкновенно лягушка или червяк».

Действительно, оказывается у каждого свое представление о том, что такое Это.

Это- это общее слово. Все на свете может быть это. И ничего удивительного нет в том, что голодная утка представила себе Это в виде сочного червя.

Таким образом, мы убедились, что все местоимения (как и местоимение это) обладают общим значением.

4. Игровой момент.

А теперь, ребята, представьте, что на «вокзале» столпились местоимения. Их нужно разместить по вагонам и оправить в города, обозначенные на карте (в соответствии с разрядами).

На доске прикреплен поезд с вагонами – кармашками.

В каждый «вагон» помещается карточка с местоимением. На вагонах надписи пока закрыты:

№1 – личные, №2 – вопросительные, №3 – относительные, №4 – неопределенные, №5 – отрицательные, №6 – притяжательные, №7 – указательные, №8 – определительные.

Дети группируют в тетрадях и на доске местоимения, потом «вагоны» переворачиваются другой стороной, где написан ответ. Проверяют.

Вагоны Местоимения
Личные у нее, к нему, с ним, за мной, перед тобой.
Вопросительные О скольких? Чей? Который? На сколько? О ком?
Относительные Который, за сколько, каков, о чем, что.
Неопределенные Сколько-нибудь, с кем – либо, кое-что, у кого-то, какой-то
Отрицательные Ни с кем, ни перед кем, никому, некому, ничей.
Притяжательные Мой, свой, у нашего, за вашим, их.
Указательные Тот, этот, столько, к такому, таков.
Определительные Весь, всякий, у каждого, к любому, за другим.

5. Историческая справка.

А теперь немного истории.

Местоимение древняя часть речи. Она таит в себя много загадок. Возьмем опять же местоимение Это. Оно встречается в памятниках письменности только с 17 века. К старому местоимению только спереди прибавилась указательная частица йе в разных своих видах. До сих пор в говорах встречается ето, энто – кто во что горазд.

6. Викторина «Знаешь ли ты страну «Местоимению?»

  • Какие местоимения не имеют формы И.П.? (Некого, нечего, себя)
  • Какие три местоимения могут быть личными и притяжательными? (его, её, их)
  • Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам? (свой)
  • Какое местоимение ж.р. превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (ничья)
  • В середине каких местоимений имеется мягкий знак? Напишите на доске (сколько, столько, чья, чьё, чьи)
  • Какие разряды местоимений отличаются только значением? (вопросительные и относительные)
  • местоимения могут принимать участие в образовании сложных слов. Например: сам.

Замените данные выражения одним словом с составной частью само - .

  1. волшебная скатерть (самобранка)
  2. совершаемый без разрешения (самовольный)
  3. сделанный собственноручно (самодельный)
  4. художественное творчество непрофессиональных артистов (самодеятельность)
  5. критика собственных недостатков (самокритика)
  6. слишком уверенный в своих способностях (самоуверенный)
  7. своими силами (самостоятельно)
  8. металлический прибор для кипячения воды к чаю (самовар)

Шуточные вопросы:

  • Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
  • Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы)
  • Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
  • Какое местоимение является помощником прилагательного? Почему? (Самый)
  • Какое местоимение самое хвастливое? (Я)

Кроме этого до урока или после учащиеся разгадывают кроссворд.

  1. Личное местоимение 1 лица множественного числа.
  2. Указательное местоимение в И.П. множественного числа.
  3. Одно из определительных местоимений.
  4. Одно из указательных местоимений м.р.
  5. Личное местоимение ж.р. множественного числа.
  6. Указательное местоимение в Т.п. множественного числа.
  7. Личное местоимение 1 лица единственного числа, Т.п.
  8. возвратное местоимение в Д.п.
  9. Одно из отрицательных местоимений.
  10. Одно из определительных местоимений в П.п. мн.ч.
  11. Одно из отрицательных местоимений в Д.п.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

подготовиться к диктанту. Смотреть контрольные вопросы и задания по теме «Местоимения».